Лучше не придумаешь
Как повысить доверие к ЕГЭ и олимпиадам — мнение ректора ВШЭ
ЕГЭ отнюдь не панацея от всех болезней, но, к сожалению, лучшей системы измерения, которая в большей степени гарантирует права большинства учащихся, в том числе расположенных далеко от вузов, в мире пока не придумано. Аналоги такого рода экзамена есть в абсолютном большинстве стран, они всегда существуют в определенном сочетании с конкурсами для выявления самых талантливых. Мы активнейшим образом обсуждаем проблемы перехода из школы в вуз, при этом абсолютно никакого внимания не уделяем, чему детей учит школа, как школа организована, чему их будут учить в вузе.
Сейчас все выпускники школы идут в вуз, не надо ложиться у них на пути, надо просто, чтобы вуз этот был полезен для грядущей карьеры людей. Их родители четко знают, что в вузе их ребенок будет в социальной среде, которая будет его поднимать. Мы предлагаем восстановить доверие населения к ЕГЭ и олимпиадам, те, кто мухлюет, должны платить штрафы и лишаться работы, соответствующие положения нужно внести в уголовное законодательство. Сам учащийся должен нести ответственность за нарушение в той степени, в которой законодательство позволяет несовершеннолетнего привлекать к этой ответственности.
Нам надо обеспечить проверку третьей части ЕГЭ в другом регионе. В противном случае люди, желая порадеть своему региону, будут просто завышать эту оценку, и сплошь и рядом мы с этим и сталкиваемся, в этом году в очередной раз Рособрнадзор обещает это сделать.
Мы несколько лет уже пишем письма, официально заявляем: ни в коем случае нельзя оставлять в оценках губернаторов этот самый ЕГЭ, аналогично изъять средний уровень ЕГЭ из оценки работы школы и ее директора. Не секрет, что у нас школа последние два года занята или натаскиванием на ЕГЭ, или в нее никто не ходит. Детей надо вернуть в школу, вернуть в общение с талантливыми учителями. Самые талантливые, самые интересные 15-летние школьники отворачиваются от школы, потому что в школе осваивают вот эти простейшие методики сдачи ЕГЭ. Если мы талантливую треть, заинтересованную треть школьников выведем из этого и дадим им понять, что готовиться надо к сложной письменной работе, а на нее нельзя натаскать, надо предмет знать, то, мне кажется, сможем противостоять этой тенденции.