• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первые среди высших

Время новостей. 9 октября 2009

Государственный университет - Высшая школа экономики получила звание "Национальный исследовательский университет"

Звание "Национальный исследовательский университет" получили еще 12 российских вузов. Об этом сообщила вчера пресс-служба Министерства образования и науки. Вместе с пионерами - Московским инженерно-физическим институтом и Национальным исследовательским технологическим университетом на базе Московского института стали и сплавов - они составят сеть научно-образовательных организаций нового поколения, о которой ровно год назад заявил президент Дмитрий Медведев. Декларирующий приоритет образования в ряду социальных программ, глава государства стал инициатором законодательного закрепления нового статуса ведущих университетов - соответствующий закон был подписан президентом в феврале. Предполагается, что национальные исследовательские университеты будут отбираться по конкурсу, а их сеть - постоянно обновляться. В течение десяти лет (именно столько будет действовать статус) университету своими исследовательскими программами и уровнем знаний выпускников придется постоянно подтверждать свое право находиться в числе лидеров российского образования. Если программа развития университета в ходе ее реализации будет признана неэффективной, вуз может быть лишен статуса, а вместе с ним и дополнительного финансирования из федерального бюджета.

МИФИ и МИСиС получили особый статус исследовательских университетов еще в октябре 2008 года. Конкурсный отбор на возможность присоединиться к ним проходил впервые в этом году. Комиссия во главе с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко отобрала дюжину победителей из 110 претендентов. Эксперты оценивали состояние и динамику развития вуза в последние годы, проверили программы университетов. В итоге лидерами стали Госуниверситет - Высшая школа экономики, Казанский государственный технический университет имени Туполева, Московский авиационный институт, Московский государственный технический университет имени Баумана, Московский физико-технический институт, Нижегородский государственный университет имени Лобачевского, Новосибирский госуниверситет, Пермский государственный технический университет, Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика Королева, Санкт-Петербургский государственный горный институт имени Плеханова, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, Томский политехнический университет. В числе исследовательских сознательно не упомянуты имеющие особый федеральный статус МГУ и СПбГУ.

Заместитель научного руководителя Высшей школы экономики Лев Любимов оценил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" выбор новых 12 вузов как "статусное решение". "Существенных материальных преимуществ это не дает, но этого и нельзя было ожидать в эпоху кризиса, - говорит г-н Любимов. - Правда, хочется получить надежду, что власти поймут, что такое университет. Сейчас наши руководители ждут, что мы предоставим образовательные услуги на 30 млн, если они дадут нам один. Но в таком случае наши университеты станут гарвардами лишь на одну тридцатую". По его словам, средства, которые будет получать за новый статус ГУ-ВШЭ, составят лишь порядка 4% годового бюджета этого вуза. Между тем г-н Любимов отмечает, что новый статус - "доза морального удовлетворения" для коллектива вуза.

Пресс-служба Министерства образования и науки уточнила, впрочем, что статус будет подкреплен достаточными ассигнованиями. Каждый из исследовательских университетов получит до 1,8 млрд руб. из федерального бюджета на реализацию своих программ развития в 2009 - 2013 годах. Правда, ежегодное внебюджетное софинансирование программ в ближайшие пять лет должно составить не менее 20% от бюджетных ассигнований. Университет может использовать бюджетные деньги на приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования, повышение квалификации и профпереподготовку своих научно-педагогических работников, а также на разработку учебных программ, развитие информационных ресурсов, совершенствование системы управления и научных исследований.