• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

И это лишь начало перемен.... Координаторы эксперимента по профильному обучению рассказали о своих достижениях

Первое сентября. 2004. № 85. 21 декабря

...По мнению директора школы N 1060, заместителя руководителя Координационной группы по введению профильного обучения Министерства образования и науки РФ Анатолия Пинского, все эти факторы способствуют отходу от традиционной классно-урочной системы. Но это в отдаленной перспективе, а сегодня учителя сталкиваются с проблемой составления школьного расписания с учетом миграции учащихся в школе и за ее пределами, выделения "библиотечных дней" для проектной работы и т.д...

Эксперимент рассчитан на 2003-2006 годы. В нем принимают участие 266 школ из 10 регионов.
В Московском городском педагогическом университете состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов первого года эксперимента, когда предпрофильная подготовка вводилась в 9 классах.


Максимум свободы, минимум перегрузок
В пилотных школах апробировался новый базисный учебный план для 9 класса, предусматривающий 100 часов в год на профориентацию, а также на изучение курсов по выбору, которые разрабатываются в институтах повышения квалификации, педагогических вузах и школах. Содержание элективных курсов не ограничено рамками конкретных предметов и формируется с учетом интересов самих учащихся. Например, "Основы менеджмента", "Бизнес и предпринимательство", "Личная экономика" и т.д. На сегодняшний день разработано 643 элективных курса, активно используется в эксперименте до 172.
Национальный фонд подготовки кадров выпустил около 60 учебно-методических комплектов по элективным курсам.
По мнению некоторых специалистов, курсы по выбору следует вводить не с 9-го, а с 8 класса - чтобы у подростков было больше времени для самоопределения.
При этом организаторам эксперимента удалось избежать перегрузок учащихся. Часы на предпрофильную подготовку в 9 классе высвободились за счет уроков технологии (по старому - труда), в старших - за счет сокращения времени на изучение базовых дисциплин.
"Современный БУП не является жестко нормативным документом, он задает лишь ориентиры для школ, открывая им свободу творчества и выбора собственных маршрутов движения, - подчеркнул академик-секретарь РАО Александр Кузнецов. - 12 типовых профилей, предлагаемых учеными, также не являются обязательными".

Прощай, Коменский?
Профильное обучение не должно замыкаться в стенах одной школы. Свои способности ученик может реализовать в кружках, секциях, других учебных заведениях. Чтобы легче было ориентироваться, ученикам и родителям раздают информационно-образовательные карты города или района.
Сложнее и разнообразнее становятся формы учебной работы: их дополняют проектная, научно-исследовательская деятельность.
Учащиеся все чаще занимаются в небольших группах или по индивидуальным планам.
По мнению директора школы N 1060, заместителя руководителя Координационной группы по введению профильного обучения Министерства образования и науки РФ Анатолия Пинского, все эти факторы способствуют отходу от традиционной классно-урочной системы. Но это в отдаленной перспективе, а сегодня учителя сталкиваются с проблемой составления школьного расписания с учетом миграции учащихся в школе и за ее пределами, выделения "библиотечных дней" для проектной работы и т.д.

Малые ЕГЭ
Наиболее острые споры вызывает идея так называемых малых ЕГЭ по окончании основной школы.
В этом году ее частично удалось реализовать в большинстве пилотных школ.
Новая форма итоговых испытаний в 9 классах по алгебре и русскому языку позаимствовала от большого брата - ЕГЭ - некоторые характерные и уже до боли знакомые черты: анонимность работ, оценка их независимой муниципальной комиссией по особой шкале, которая затем переводится в пятибалльную.
Ребятам были предложены экзаменационные задания в двух вариантах: один похож на обычный экзамен, а другой - на ЕГЭ (тесты плюс более сложные задания, требующие нестандартных подходов и более глубоких знаний). 80% учащихся предпочли первую модель.

Экономические рифы
Организация профильного обучения требует дополнительных трудовых затрат от учителей, классных руководителей и директоров школ: как минимум необходима дополнительная подготовка к занятиям и разработка новых программ, как максимум - коренная перестройка привычного уклада школьной жизни.
На все это нужны деньги. По прогнозам Анатолия Пинского, некоторые занятия в профильных классах будут оплачиваться как дополнительные образовательные услуги из родительского кошелька. Для малоимущих на эти цели должны выделяться адресные средства - из муниципального бюджета.
И это лишь начало перемен. В дальнейшем планируется кардинально пересмотреть структуру и концепцию всех школьных курсов не только в старшей, но и в основной школе. Вероятно, все они будут строиться не по линейному принципу, как сегодня, а по концентрическому, как курсы истории. Это позволит логически завершить изучение каждого предмета в 9 классе, для того чтобы продолжить его на новом уровне (базовом или профильном) в старшей школе. Возможно введение модульно-рейтинговой или модульно-зачетной системы оценки знаний.
Кроме того, предстоит издание нового поколения учебников - и не по одному предмету, а для профиля в целом. Разработка новой серии поручена ученым РАН.
Курсы учителей профильного обучения уже прошли тысяча региональных педагогов. Всего необходимо переподготовить 250 тысяч преподавателей.
Реализация эксперимента потребует существенных затрат и от федерального центра, и от регионов, которые в него включились. Помимо перечисленных статей расходов (надбавки учителям, их переподготовка, закупка новой серии учебников) необходимо регулярно обновлять оборудование школьных кабинетов, привлекать специалистов из вузов.
Как подчеркнул Анатолий Пинский, профильное обучение в отличие от лицейского и гимназического должно быть максимально доступным и демократичным, широко распространенным, но не массовым. Предполагается, что им будет охвачено 60-70% детей, остальным нужно предоставить возможность продолжить обучение в общеобразовательных классах.
В прошлом учебном году учителей, согласившихся принять участие в эксперименте, были единицы. В нынешнем желающих оказалось так много, что пришлось даже проводить конкурсный отбор.
Заявки на участие в эксперименте подали около 60 территорий, из которых было отобрано 10, пользующихся сегодня финансовой поддержкой федерального центра. Все остальные осваивают премудрости профильного обучения за свой счет, получая лишь методическую помощь Министерства образования и науки.
Таким образом, общероссийская задача модернизации образования, одним из приоритетных направлений которой объявлено профильное обучение, в очередной раз будет реализовываться главным образом за счет региональных и муниципальных бюджетов, а также за счет родителей.