• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Суровый "профиль" российского образования

Петербургский Час Пик. 2002. № 45. 6 ноября

Именно для того, чтобы выяснить отношение общественности к реформе образования, Министерство образования и Комитет ГД по образованию и науке решили провести серию "круглых столов" в крупных городах России - Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Старт проекту был дан 30 октября в Москве, где высшие чиновники Минобразования, депутаты Госдумы, руководители школ и лицеев, ученые и журналисты обсудили эксперимент по введению профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.
...Но самое главное - найти правильное соотношение между базовым и профильным образованием, считает один из участников дискуссии академик Эдуард Днепров. ..

Именно для того, чтобы выяснить отношение общественности к реформе образования, Министерство образования и Комитет ГД по образованию и науке решили провести серию "круглых столов" в крупных городах России - Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге. Старт проекту был дан 30 октября в Москве, где высшие чиновники Минобразования, депутаты Госдумы, руководители школ и лицеев, ученые и журналисты обсудили эксперимент по введению профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы.

Российские школьники - за профильное образование
Тема первого "круглого стола" выбрана не случайно: из всех элементов реформы образования профильная школа - наименее спорный. В той или иной форме она существует в российской школе еще с 1864 г., когда наряду с классическими появились реальные гимназии. А вот попытки полностью отказаться от профильного обучения не прижились: они привели к заметному снижению качества образования и создали лишние проблемы преподавателям высшей школы. Сегодня в элитных и хорошего уровня школах 10-11-е классы - профильные. Как правило, попасть в них можно только по конкурсу. В России профильное образование выбирают сегодня 70-75% старшеклассников. По данным ВЦИОМа, ими движет желание "знать основы главных предметов и углубленно изучать те, что пригодятся при специализации". Итак, вопрос о необходимости профильного обучения решен самой жизнью. Но что же получат от нововведений ученики и их родители? Ведь именно они, по мнению одного из авторов концепции советника министра образования Анатолия Пинского, станут двигателем перехода к новой форме обучения.

Профильное обучение не исключает образованности
До принятия концепции ни в одном профильном классе невозможно было отказаться от предметов, обязательных для изучения во всех школах в равных объемах. Если положено 4 часа математики, то, будь ты хоть трижды гуманитарий, изволь их получить и усвоить все, что определено программой. Профильное же обучение вводилось за счет добавления учебных часов, называвшихся спецкурсами, факультативами и т. д., и вело к колоссальным перегрузкам учеников. Конечно, и сейчас учитель математики проявляет снисходительность к ребенку, увлеченно изучающему иностранные языки. Тем не менее наше образование остается одним из самых трудных в мире, подчеркивает министр В. Филиппов.
После перехода к профильному обучению ученик старших классов, выбравший гуманитарное направление, будет изучать иностранные языки 8 часов в неделю не за счет своего сна, а за счет официально узаконенного сокращения учебных часов математики. Всего предлагается четыре направления: гуманитарное, социально-экономическое, естественно-математическое и технологическое. Каждому соответствует свой перечень предметов, среди которых ученики выбирают необходимые им элективные, как они названы в концепции, курсы. При этом, независимо от выбранного профиля, существуют обязательные для всех предметы, правда, изучаются они в разных объемах. Например, литература останется обязательной, но преподавать ее будут по-разному учащимся естественно-математического и гуманитарного циклов. Но самое главное - найти правильное соотношение между базовым и профильным образованием, считает один из участников дискуссии академик Эдуард Днепров.
Профильное образование во многом решает вопрос подготовки к поступлению в вуз. Через 2-3 года все выпускники будут сдавать единый государственный экзамен, и новая форма обучения поможет фундаментально подготовиться к экзаменам по выбранному направлению. Возможно, тогда дорогостоящие услуги репетиторов перестанут быть главным условием поступления в престижный вуз.

Эксперимент стартует в 2003 году
Трудно спорить, что профильное обучение - благо для тех, кто знает, чем займется после окончания школы. Но, к сожалению, около трети старшеклассников не могут определить круг своих предпочтений. Поэтому концепция предусматривает мирное сосуществование профильной и непрофильной школы, а также механизм перехода из одной в другую и из одного направления профильного обучения в другое. Это очень важно, ведь 15-16 лет - время поиска: интересы подростка могут измениться самым радикальным образом, и он должен иметь возможность их реализовать.
Как всякое новшество, затрагивающее интересы огромного числа людей - учеников, родителей, учителей, преподавателей высшей школы, - переход к профильному обучению требует разумной осторожности. В 2003 году в ряде регионов и муниципалитетов, входящих в систему широкомасштабного эксперимента, начнется переход на предпрофильное обучение в 9-х классах. После доработки всех вопросов в 2004 году на предпрофильное обучение начнут переходить все российские школы, а в 2005-м первые десятиклассники придут учиться в комплексные профильные школы.
Необходимость перехода к профильному образованию не вызвала возражений у участников "круглого стола", но при очевидной пользе такого шага остаются вопросы. Вспомним бессмертное "Кадры решают все". Но где их взять в необходимом количестве? Ведь нужны не просто квалифицированные педагоги, а имеющие опыт дифференцированного обучения. Затем, нужны новые учебники, которых пока нет, во всяком случае, их недостаточно. Целый комплекс проблем связан с материальным обеспечением: оснащением кабинетов, нехваткой учебных помещений, оплатой учителям... Перечень можно продолжать. И это лишь прогнозируемые проблемы. А когда эксперимент начнется, неизбежно выявятся новые, и их придется решать. Решать всем - детям и родителям, педагогам и чиновникам, законодателям и ученым.