• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Успеху можно научить Почему в международных рейтингах российские школьники - в конце списка

Российская газета. 2005. № 25. 9 февраля

Конкурентоспособна ли наша школа?. Найти ответ на этот вопрос попытались члены Российского общественного совета по развию образования (РОСРО) вместе с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко на "круглом столе" в Высшей школе экономики.

Конкурентоспособна ли наша школа?. Найти ответ на этот вопрос попытались члены Российского общественного совета по развию образования (РОСРО) вместе с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко на "круглом столе" в Высшей школе экономики.

Вопрос возник не на пустом месте. В конце прошлого года Центр оценки качества образования Российской академии образования опубликовал итоги международного исследования PISA по оценке качества подготовки учащихся за 2003 год. В этот раз упор был сделан на математику, и школьники из России оказались в рейтинге на 29 из 40 возможных мест. А в предыдущем тестировании 2000 года, которое с пристрастием проверяло грамотность чтения, мы тоже показали далеко не лучший результат. И это при том, что российское образование традиционно принято считать одним из лучших в мире. Исследование PISA проводится раз в три года. Значит, уже в 2006 году Россию снова проверят на знание естественно-научных предметов.
- Мы проигрываем как в тестах, выявляющих уровень знаний, так и в тестах на практическое применение этих знаний в жизни, - признала заведующая Центром оценки качества образования РАО Галина Ковалева. - Лишь шесть процентов российских восьмиклассников сумели решить задания "продвинутого" уровня, сдавая международный тест по математике. В странах-лидерах - Сингапуре, Корее, Японии - таких ребят в четыре, а то и в семь раз больше.
Как только стали известны результаты первого исследования, педагогическая общественность взбунтовалась. Сначала шли разговоры о том, что сама схема тестов и их требования вообще неприменимы в российском образовании. Но сейчас, досконально изучив результаты международного тестирования, российские эксперты пришли к выводу, что причина нашего "прокола" - неэффективность российской школьной системы. Она попросту устарела, считают они. Но это не значит, что наши школьники плохо учатся и ничего не знают. В этом уверен член РОСРО, декан одного из факультетов Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолий Каспржак:
- Для своего времени наша система образования была гениальна. Но ведь был период, когда и "шестерка" была лучшим автомобилем, а сейчас на нее смотреть страшно. Необходимо увидеть дефекты, которые мешают нам быть лучшими.
Их и выявило исследование, которое провел Анатолий Каспржак вместе с коллегами из Центра изучения образовательной политики. Нестандартные задачи - вычислить, как выгоднее поменять валюту и сэкономить на изменении курса, объяснить дядюшке, как образуется озон, сравнить два текста на одну и ту же тему - нередко ставят российских детей в тупик. Они пытаются либо действовать по привычке, либо вообще отказываются от попыток найти ответ. Труднее всего - использовать при решении собственный опыт или знания из другой области. A PISA часто требует именно этого.
- Наши дети читают не хорошо и не плохо, - считает Анатолий Георгиевич. - Они читают по-другому. Как ни странно, нашему школьнику проще ответить, в чем смысл романа "Война и мир", чем вспомнить, где висело пресловутое ружье в пьесе Чехова.
Свой взгляд на проблему высказал и Андрей Фурсенко:
- Наша система образования настроена на тех, кто, говоря образно, генерирует идеи. Но ведь их нужно уметь и потреблять. А вот этому мы как раз и не учим. Уметь использовать созданное человечеством - не менее важная и амбициозная задача, чем произвести что-то новое. Еще одна проблема: мы мало думаем о том, что приобретенные знания должны приносить человеку успех в жизни. У нас же знания сами по себе, а то, что из них получится, - само по себе.
По мнению министра, в сложившейся ситуации виноваты все: и чиновники, и общественность. Потому что часто в критические моменты начинают думать не о том, что исправить, а "как не уронить честь мундира, независимо от того, когда этот мундир пошит: три века или 15 лет назад". Фурсенко уверен: результаты международных исследований, как и любые другие конструктивные критические замечания, следует учитывать, даже если на 90 процентов они касаются не России. Но специфику отечественного образования важно сохранить, поняв, где та ниша, в которой мы сможем добиться успеха, развивая свои наработки.
Согласен с министром и глава Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов:
- Тесты ЕГЭ и PISA интересны уже тем, что впервые дают цифровые оценки качества российского образования, - сказал он. - Мы будем совершенствовать наш "единый" с учетом международного опита. Уже сейчас включаем в тесты вопросы, что называется, из реальной жизни.
Кстати, в планах службы использовать схему ЕГЭ не только в выпускных классах, но спуститься на ступень вниз, в девятые. Идея независимой оценки поддерживается всеми, так как только она дает реальную картинку происходящего.
Обсуждая итоги, члены РОСРО пришли к выводу: требуется широкая дискуссия о том, в чем мы превосходим, а в чем уступаем зарубежной системе образования. Причем в этом нелегком разговоре должны быть слышны голоса не только чиновников, но и общественности - учителей, родителей. Как сказал Андрей Фурсенко, "до тех пор пока определяющую роль в вопросах образования будет играть только власть, правильного решения мы не найдем. Министр должен слушать и интегрировать различные мнения, а не быть законодателем мод".

***
Компетентно
Анатолий Пинский, кандидат педагогических наук, директор школы №1060, г.Москвы:
- На самом деле в нашем образовании ситуация еще хуже, чем показывает исследование PISA. Особенно если взять гражданскую или информационную грамотность. Нам всем нужно опомниться. Если мы этого не сделаем сейчас и будем продолжать великодержавный образовательный комплекс про Крупскую и Луначарского, то не сдвинемся с места. Кстати, в некоторых странах, которые "провалились" по PISA, принимались очень серьезные меры не только на уровне образовательных ведомств, но и на уровне правительства. А у нас никакой активной реакции не видно. Такое спокойствие обескураживает. Для ответа на вопрос что делать, нужно определиться, будет или нет перестраиваться школа, как структура. И выход здесь есть: переход на подушевое финансирование, либерализация системы оплаты учителей - уход от "почасовки", вхождение школы в рынок услуг.
Ярослав Кузьминов, ректор Государственного университета - Высшей школы экономики:
- Каким бы не было зеркало, в него стоит посмотреться. Надо избавляться от тех отличий, которые у нас есть. Но не отказываться от нашей школы, а развивать ее. Существует мнение, что PISA не для России с ее фундаментальным образованием. И если их там заставить учиться по-нашему, то еще неизвестно, какие будут результаты. Но выигрывают же "азиатские тигры" - Гонконг, Япония, строго ориентированные на науку. В чем же дело? Мы ведь тоже держим научный курс? Ответ простой - они нормально финансируют свое образование.
Ефим Коган, министр образования Самарской области:
- Главный вопрос, который PISA ставит перед нами: намерены ли мы формировать те качества, которые измеряет это международное исследование, или они нас не интересуют. Этот выбор надо сделать, иначе весь наш разговор не имеет вектора. Или мы будем делать систему образования, которая будет воспитывать качества, востребованные сегодня на мировом рынке, или пойдем другим путем.