• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ваучерные миражи Правительство рассмотрит вопрос об эксперименте по государственным именным финансовым обязательствам

Российская газета. 2005. № 30. 15 февраля

...Однако даже авторы эксперимента из ВШЭ признают, что есть некоторые сложности:
- Вузы финансируются по-разному, - говорит проректор ВШЭ Борис Рудник. - Мы должны учитывать "тяжесть" специальностей (инженерных, медицинских и других) с помощью повышающих коэффициентов или доплат. Это значит, что будущие "технари", условно говоря, могут рассчитывать на коэффициент 1,3, врачи - на 1,6.
А для всяких неприятных сюрпризов целесообразно было бы на время введения ГИФО установить адаптационный фонд, в котором аккумулировать средства для помощи нуждающимся регионам...

Первый этап эксперимента с ГИФО проходил с 2002 по 2004 год. В нем участвовало шесть вузов Чувашии, Республики САХА (Якутия) и Марий Эл. "РГ" писала, что эксперимент был признан неудачным. А ведь на ГИФО как способ финансирования вузов по объему и качеству предоставляемых услуг реформаторами возлагались такие большие надежды.

Напомним, что государственное именное финансовое обязательство - это ценная бумага, которую выдают выпускникам школ по итогам сдачи Единого госэкзамена. Она частично или полностью покрывает стоимость обучения в вузе в зависимости от успешности сдачи ЕГЭ.
Но часто на практике оказывается, что хорошая идея сталкивается с весьма скверным исполнением. Вот что сказал по итогам эксперимента прошлого года ректор Марийского государственного технического университета Геннадий Ощепков: "На сегодняшний день этот эксперимент себя исчерпал. Как единственная форма финансирования вузов, ГИФО просто не имеет права на существование". Причем с этим согласны и в министерстве образования и науки.
Однако, признавая ошибки первого этапа эксперимента, министерство не намерено отказываться от самой идеи ГИФО. Что же принципиально изменится на новом этапе, каким будет "образовательный ваучер", как его еще называют?
Первое и главное, что не устроило вузы, - это дешевизна даже высших категорий ГИФО. Во всех шести вузах в прошлом году сумма бюджетных средств, обеспечивающих государственные именные финансовые обязательства, составила немногим более 64 миллионов рублей. И это на 12,5 тысячи студентов!
ГИФО первой категории "стоило" всего 12,5 тысячи, "второй" - 7,2 тысячи и так далее по убывающей. За абитуриента последней, пятой, категории давали всего 700 рублей. В среднем на одного студента-бюджетника вышло 6,5 тысячи рублей, а на студентов, которые доплачивали за свое обучение - менее трех тысяч. Сумма ГИФО первых трех категорий могла увеличиться на пять тысяч, если абитуриент поступал на важную для региона специальность.
Эти деньги перечислялись вузам из госбюджета. Но они покрывали лишь половину расходов на обучение одного студента. В результате в вузах - участниках эксперимента резко повысились цены за обучение на коммерческом отделении: в два, а на некоторых факультетах и в три раза.
Выход авторам эксперимента видится в оптимизации ресурсов. Если деньги не размазывать тонким слоем, а сократить число категорий ГИФО, то стоимость сертификатов повысится. В этом году, видимо, будет введена новая система категорий ГИФО. Последние две категории исключат. "Высшая" категория будет соответствовать 80 - 100 баллам, набранным за ЕГЭ. Кроме того, ее получат победители Всероссийских олимпиад школьников. Раньше им присваивалась лишь вторая категория.
На прошлом этапе эксперимента неприятный сюрприз преподнесли льготники, у которых тоже была вторая категория ГИФО. Они валом повалили в вузы, и в результате смета эксперимента была намного превышена. Один из разработчиков ГИФО, директор Центра прикладных экономических исследований Татьяна Абанкина считает, что образование - это не социальная льгота. Надо ориентироваться прежде всего на качество знаний, а не заниматься благотворительностью.
Сейчас льготникам все же предлагают установить вторую категорию ГИФО, соответствующую 65 - 80 баллам за сданный госэкзамен. А вообще ГИФО будут давать только тем, кто наберет на Едином госэкзамене не менее 50 баллов (третья категория - 50 - 65 баллов). Всем, кто наберет меньше, предлагается учиться за свой счет.
Чтобы повысить финансовое наполнение, решено включить в ГИФО и другие текущие расходы вуза, кроме стипендий и социальных выплат. Ранее эти статьи расходов финансировались по смете. Если собрать все деньги "в кучку" да еще избавиться от троечников - глядишь да удастся наскрести приличную сумму для обеспечения сертификатов. Пока она предусмотрительно не называется.
Еще одно новшество второго этапа эксперимента связано с отказом от требования вузов обучать только за счет ГИФО не менее половины студентов. За счет госбюджета будут обучать не половину, а столько студентов, сколько будет установлено контрольными цифрами приема в этом году. Возможно, будут исключения из правил для отдельных институтов.
Однако даже авторы эксперимента из ВШЭ признают, что есть некоторые сложности:
- Вузы финансируются по-разному, - говорит проректор ВШЭ Борис Рудник. - Мы должны учитывать "тяжесть" специальностей (инженерных, медицинских и других) с помощью повышающих коэффициентов или доплат. Это значит, что будущие "технари", условно говоря, могут рассчитывать на коэффициент 1,3, врачи - на 1,6.
А для всяких неприятных сюрпризов целесообразно было бы на время введения ГИФО установить адаптационный фонд, в котором аккумулировать средства для помощи нуждающимся регионам.
Очень важный вопрос касается студентов, обучающихся по целевым заявкам от производства или от конкретного региона. Им полагается ГИФО с повышенным финансовым обеспечением. Предлагаются пропорции расчета того, сколько студентов могут обучаться по специальностям, значимым для развития региона. За основу расчета взято количество населения в субъекте РФ. Если оно менее миллиона человек, то вузам дается на подготовку "целевиков" триста мест. Каждые полмиллиона населения дают "лишние" полсотни мест для "целевиков". Вот такая арифметика.
В министерстве считают, что на втором этапе эксперимент имеет смысл проводить не на периферии, а в тех регионах, где сильная система высшей и средней школы. ГИФО должно быть привлекательным. Первая категория ГИФО должна полностью покрывать все затраты вуза на обучение студента. Это может быть 60 - 75 тысяч рублей. Технический или гуманитарный вуз - это тоже надо учитывать и делать соответствующие поправки к этим цифрам. Плюс к этому будут еще программы развития вузов, которые профинансируют отдельно.