• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как финансировать образование?

5 баллов.ru. 20 февраля 2003

Выступая в Париже 11 февраля на встрече с французскими бизнесменами, В.В.Путин высказал важные идеи, относящиеся к оценке состояния и магистральным направлениям развития социальной сферы. Эти суждения имеют самое серьезное отношение и к вопросам развития системы отечественного образования.

Выступая в Париже 11 февраля на встрече с французскими бизнесменами, В.В.Путин высказал важные идеи, относящиеся к оценке состояния и магистральным направлениям развития социальной сферы. Эти суждения имеют самое серьезное отношение и к вопросам развития системы отечественного образования.

Цитата: «Что касается социальной системы, есть несколько вариантов решения этой проблемы. Первый и самый главный, - если мы говорим о бюджетном финансировании, - то, по моему глубокому убеждению, финансировать надо не само учреждение, не больницу, не учебное заведение, как таковые. Платить надо за качество и количество оказываемых услуг. Это общий принцип, который нужно реализовать в нашей стране.»
Реализация подобной позиции логически предполагает коренную институциональную реформу того, что по привычке мы называем «социальной сферой», в частности – и системы образования.
Для того, что такой подход реализовался, необходимо следующее:
1) Фиксация содержания гарантированной услуги («минимальный образовательный стандарт»). «Минимальный» - поскольку никто не вправе (ни с логической, ни с экономической, ни с педагогической точки зрения) запретить возможность и соответствующие формы получения образовательных услуг более высокого качества и в более широких объемах.
2) Фиксация денежного эквивалента этой услуги, которая будет, в случае своего оказания, профинансирована из бюджета – «норматив бюджетного финансирования».
3) Институциональная схема функционирования всей совокупности организаций, оказывающих данные услуги, и финансовых потоков, направленных на их оплату (вплоть до установления особенностей организационно-правовых форм образовательных организаций различного типа, бюджетного процесса, налогообложения частных средств, финансовой самостоятельности образовательных организаций и проч.). В этом компоненте крайне важен – применительно к бюджетным средствам – четкий принцип подушевого финансирования.
Итак, даже оставаясь пока в логике только бюджетного финансирования, введение триады «стандарт – норматив – подушевой принцип» является, по мысли В.В.Путина, главным направлением развития в социальной сфере, в том числе и в области образования.
Интересно отметить, что ничего этого на деле не происходит. По крайней мере, в огромном секторе школьного образования. Несмотря на то, что в законодательстве все это уже давно записано, у нас до сих пор:
А) нет федерального образовательного стандарта;
Б) нет федерального норматива бюджетного финансирования;
В) нет механизма подушевого принципа финансирования.
Более того, многочисленные попытки решения этих вопросов, в том числе последних лет и даже месяцев, совершаются практически в противоположных направлениях. Например, стандарт вводится не как минимально гарантированный объем образовательных услуг, но упорно подтягивается под максимум объемов возможного образовательного времени, определенный пределами санитарных норм. Тем самым президентская идея о том, что необходимо создавать условия «для тех, кто может и хочет платить» - эта идея просто рубится на корню. Медицина не позволит. Идея введения федерального норматива бюджетного финансирования школы – наглухо блокируется Минфином. Все новации, предлагаемые в направлениях новых форм оплаты труда учителей, «типовых штатов» школ, и т.д., - то есть в отношении институционального устройства школы – абсолютно не соотносятся с идеологией механизма подушевого финансирования. Законопроект, нацеленный на расширение многообразия организационно-правовых форм создания и функционирования образовательных организаций – выведен из зоны ответственности Минобразования и уже около двух лет мается по коридорам различных ведомств и экспертных структур.