• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Педагогического рая не существует"

КоммерсантЪ-Деньги. 2003. № 11. 24 марта

О проблемах современных вальдорфских школ корреспонденту "Денег" рассказал советник министра образования России, директор московской вальдорфской школы № 1060 Анатолий Пинский.

О проблемах современных вальдорфских школ корреспонденту "Денег" рассказал советник министра образования России, директор московской вальдорфской школы № 1060 Анатолий Пинский.

- Почему вы выбрали вальдорфскую модель?
- Мне и моим коллегам показалось, что вальдорфская педагогика отвечает на главный вопрос: как сделать, чтобы школа не была обязаловкой? Кроме того, когда я был учеником, мне казалось, что есть солидные предметы: математика, физика, - а есть туфта: пение, рисование. И вдруг ты видишь, что эти предметы могут быть настоящими и что нет неспособных детей, у каждого есть слух, как у каждого есть сердце или печенка. Образ такой школы завораживает. Конечно, потом обнаружилось, что полного педагогического рая даже под такой вывеской не существует.
- В Москве есть классические вальдорфские школы?
- Вопрос сложный. Когда регистрируется какая-нибудь торговая марка, например "Боржоми", определяется, сколько должно быть микроэлементов, какова кислотность и т. д. Тогда можно сказать: это "Боржоми", а это нет. В вальдорфском мире нет жесткого стандарта. Но и гибкости ему не хватает.
- В каком смысле?
- Вальдорфская школа - это некоторая традиция. Традиции бывают жесткими, когда нельзя сделать шаг влево, шаг вправо. В 60-е годы в этом смысле вальдорфская школа была очень жесткой, в 80-е, и особенно сейчас, стала помягче. Раньше 8 лет все академические предметы (математика, литература, история и т. д.) вел классный руководитель, а сегодня эта планка опущена до 6-7-го класса. Если слепо придерживаться традиций, вальдорфская школа имеет шанс стать заведением для детей с проблемным развитием.
- Мне показалось, что ребенку с математическим мышлением в вальдорфской школе делать нечего. Это так?
- Если брать традиционную вальдорфскую модель с гуманитарно-художественной направленностью, вопрос справедлив. Бывает, что сильные мальчики, так сказать не лирики, но физики, в 6-7-м классе уходят в другие школы. В связи с этим идет с 7-го класса небольшая, а в 10-11-м значительная дифференциация по интересам. Класс делится на группы, и одни идут, грубо говоря, на углубленную математику, другие на урок музыки.
- А если ребенок не хочет заниматься музыкой или эвритмией? Наверное, в старших классах это проблема?
- Я был в Швеции на занятиях у 15-16-летних детей и видел, что порой это та же принудиловка. Мы пришли к тому, что в 10-11-м классе эвритмию делаем необязательной. Когда дети сами делают выбор, уроки проходят просто замечательно.
- Есть ли принципы, от которых вы по-прежнему не собираетесь отказываться?
- Конечно. Это обучение без отметок (за исключением 4, 9 и 11-го класса), подчеркнутая роль учителя, два иностранных языка, традиционные рисование форм и эвритмия. Также большой объем музыкального воспитания и особая метода в организации рукоделия и труда (одинаково для девочек и мальчиков). И, самое главное, особая вальдорфская атмосфера.
- И как вы этой особой атмосферы достигаете?
- У нас детей не запугивают. Когда я был ребенком, при появлении директора все жались к стенкам. Он казался каким-то цербером, генералом, Брежневым. Я очень доволен, что, когда иду по коридору, дети у стенки не застывают.
- Легко ли у вас адаптироваться ребенку, пришедшему из другой школы?
- Особых проблем нет. Конечно, когда мальчик приходит в 6-й класс на урок вязания, он говорит: "Я что вам, баба, чтобы вязать? Бред какой-то!" Но проходит время - и он гордится тем, какой шарф связал. Другое дело, когда мы в один класс взяли несколько новых детей, обстановка сразу "просела". Однако в общем наша система это переваривает.
- А из вашей школы уходят по каким причинам?
- Если у ребенка прорезается сильная математическая или музыкальная одаренность и ему нужно углубленное изучение предмета. Уходят по состоянию здоровья, так как нагрузка у нас большая: курсы по выбору, факультативы, сельскохозяйственная практика. Иногда родители говорят: "У вас очень мило, но нам нужно другое". Они стремились отдать ребенка в нашу школу, но не понимали, что это такое.
- В вальдорфской педагогике существует коррекционное направление, когда в обычных классах учатся дети с какими-то заболеваниями...
- У нас таких учеников мало, мы не вспомогательная школа. В начале 90-х была такая идея: всех записать и оздоровить. Оказалось, что все не так просто.
- С какими диагнозами вы не берете?
- Я боюсь называть какие-то термины, но дети с синдромом Дауна, ДЦП для нас непосильны, хотя у нас есть врач, медсестра, вспомогательный педагог-психолог, логопед. Можем взять ребенка с нарушением речи.
- В школе все так хорошо, а как ваши выпускники адаптируются в вузах?
- Все стремятся поступать, и нельзя сказать, что идут по одному профилю. Есть три-четыре направления: естественные науки, гуманитарные факультеты, художественно-музыкальные вузы. Переход из школы в вуз, конечно, ощущается. Например, преподаватель ставит за реферат "шестерку" по десятибалльной системе. Наш выпускник говорит: "Я готовился, почему "шестерка"?" А ему в ответ: "Чего-чего? Будешь еще спрашивать - "тройку" поставлю". Объясняем: в нашей школе с вами, ребята, носились - но всегда так не будет.