• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Твердый оклад и голая шея Педагоги заработают больше, если их будет меньше

Ваше право. 2004. № 1. 29 декабря

О том, что такое штатно-окладная система оплаты труда, наша газета уже рассказывала. Эту систему планировалось ввести для работников образования, в частности для учителей. Идея довольно долго витала в воздухе. Но вот наконец на свет появился проект концепции оплаты труда учителей - штатно-окладной, разработанный по заказу Министерства образования РФ.
Специалистам его представили в Высшей школе экономики. Суть концепции такова: учителей государственных школ переведут на твердые оклады, в которые будет включена оплата всех видов внеурочной работы. Именно так принято практически во всем мире.

О том, что такое штатно-окладная система оплаты труда, наша газета уже рассказывала. Эту систему планировалось ввести для работников образования, в частности для учителей. Идея довольно долго витала в воздухе. Но вот наконец на свет появился проект концепции оплаты труда учителей - штатно-окладной, разработанный по заказу Министерства образования РФ.
Специалистам его представили в Высшей школе экономики. Суть концепции такова: учителей государственных школ переведут на твердые оклады, в которые будет включена оплата всех видов внеурочной работы. Именно так принято практически во всем мире.
На презентации почему-то звучали в основном цифры за 2002 год. Выступавшие, как бы извиняясь, говорили, что более свежих данных пока нет. Так, по данным Госкомстата, зарплата в дневных общеобразовательных учреждениях в среднем по России не превышает трех тысяч рублей. А по данным Минобразования и ВШЭ за 2002 год, средняя зарплата учителей составляла всего две трети среднемесячной зарплаты в экономике. Кроме того, уровень зарплат учителей явно неодинаков и разнится даже в регионах со сходными социально-экономическими условиями. По сведениям Госкомстата, в 2002 году зарплата учителей в Воронежской и Ивановской областях составляла 1, 9 тыс. рублей, а в Тульской и Ярославской - 2, 4 тыс. рублей и 2, 5 тыс. рублей соответственно.
Причины столь низкой зарплаты уходят корнями в 30-е годы прошлого столетия. Именно тогда в основу систем оплаты труда учителей был положен урочно-почасовой принцип оплаты. При этом в нормируемую часть рабочего времени включается только время уроков по расписанию. А дополнительная работа - внеурочная, внеклассная, воспитательная, работа с родителями - тарификации не подлежит и не оплачивается, хотя педагоги тратят на нее подчас гораздо больше времени, нежели на проведение уроков. По данным Минобразования и ВШЭ, на уроки по учебному плану учителя тратят в среднем 17 - 20 часов в неделю, а на внеурочную работу с учениками - 9-13 часов в неделю. Кроме того, 19-24 часа в неделю у педагогов уходит на подготовку и обеспечение учебного процесса и еще 9-13 часов в неделю - на организационно-педагогическую деятельность. Получается, что внеурочная работа учителя в два с лишним раза превышает оплачиваемое время. Еще один существенный минус ныне действующей системы - увеличение количества классов при уменьшении числа учеников. Сейчас в России в среднем на одного учителя приходится одиннадцать школьников, это меньше, чем в Европе. Разработчики концепции считают, что подобный "перекос" напрямую связан со стремлением учителей подзаработать: они стараются набрать максимальное число уроков, а это идет в ущерб подготовке учебного материала. В итоге качество образования снижается. Об этом свидетельствуют, в частности, результаты единого госэкзамена (ЕГЭ), которые показывают, что оценки учащихся в классах с численностью менее двадцати человек куда ниже, чем там, где учеников больше двадцати.
Как рассказал руководитель рабочей группы по подготовке проекта концепции, директор московской школы N1060 Анатолий Пинский, штатно-окладная система в школе должна быть построена аналогично вузовской. Тем более что такой подход поддерживают учителя и директора школ. Что до детей и родителей, то они должны быть тем более "за": ведь сейчас учащиеся загружены донельзя. А после введения новой системы не будет ни перегрузок, ни столь ненавистной детям шестидневки.
Проект концепции ликвидирует жесткую зависимость между оплатой труда и количеством уроков на одного учителя, а значит, прекращает погоню учителя за максимальным количеством часов. Как говорилось выше, одна из основных целей концепции - - введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и другой) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя в пределах должностного оклада, а также установление верхнего предела учебной нагрузки педагога. Это значит, что появится возможность оплачивать педагогам такие виды работы, как подготовка к урокам, проведение олимпиад, методическая работа, оформление учебного кабинета.
При введении новой системы, по словам ее разработчиков, можно будет "устранить диспропорции в оплате учителей основной (старшей) и начальной школы" и "уравнять норму урочных часов на единый оклад учителям начальной и средней школы, установив ее на уровне восемнадцати часов в неделю". Не секрет, что педагоги начальных классов большую часть своего рабочего времени тратят на ежедневную подготовку к урокам, изготовление наглядных пособий и дидактического материала, на воспитательную и внеурочную работу с учениками.
Предполагается изменить и базисный учебный план. Он должен быть основан не на недельной сетке часов, а станет аналогом стандартов высшего образования, то есть планом учебных предметов по годам обучения с общей суммой часов по каждому из предметов. При этом составление недельной сетки передается в ведение самих школ.
В проекте концепции просматривается идея будущего перевода учителей в соответствии с общепринятой мировой практикой в категорию муниципальных (государственных) служащих, деятельность и система оплаты труда которых строятся именно на штатно-окладных принципах. Оценив фактический уровень денежного содержания муниципальных служащих в субъектах РФ и муниципальных образованиях, эксперты ВШЭ сделали вывод, что перевод учителей в разряд государственных служащих потребует до 30-50 млрд рублей. По словам разработчиков, в региональных бюджетах такие деньги найдутся.
По расчетам специалистов ВШЭ, "избыточная численность преподавателей" в школах "оценивается в 30 - 35 %". Иными словами, треть учителей при новой системе окажется на улице. Однако непонятно, как такая политика сопоставима с тем фактом, что педагоги школ от общей численности работающих с учетом учебно-вспомогательного и управленческого персонала в школах составляют только 62-65 %, в то время как по международным стандартам доля учителей должна равняться 70-75 % от общей численности занятых. Впрочем, специалисты ВШЭ все равно предлагают "оптимизировать систему общего образования применительно к конкретным условиям каждого региона", дабы "стимулировать эффективность расходования бюджетных средств". А, как известно, под словом "оптимизировать" в нашей стране обычно понимается "слезть с шеи федерального бюджета и сесть на шею бюджету региональному".
Подтверждают это и слова ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, призвавшего отказаться от прямого субсидирования из федерального бюджета зарплаты учителей. Поскольку оно якобы "приводит к раздуванию штатной численности за счет искусственного дробления классов, перехода на "школу полного дня", увеличения доли вспомогательного персонала, игнорированию региональных различий". Но почему-то ни один выступивший не заикнулся о том, что большинство регионов дотационные и едва сводят концы с концами. Но, по всей видимости, никто из них об этом не забывал. Не зря же в проекте концепции остался открытым вопрос о возможных надбавках к должностному окладу. Надбавках, которые опять-таки лягут на плечи регионов. Надо ли их вводить или оставить учителей на "голом" окладе
- это реформаторы пока не решили. На вопрос о том, сколько конкретно педагогов могут оказаться на улице, специалисты ВШЭ отреагировали довольно своеобразно. Анатолий Пинский сказал: "Не знаю". А член ученого совета ВШЭ, экономист Евгений Сабуров вообще заявил, что подобный вопрос не правомерен (! ). И посоветовал поинтересоваться в статистических данных, сколько людей пенсионного и предпенсионного возраста работают сегодня в школах. А потом добавил: "Зарплата учителей повышается путем сокращения их числа. Но меня вообще не это волнует! Я боюсь другого - что не будут привлекаться новые люди, не произойдет омоложения кадров! " А еще экономист опасается, что при внедрении новой схемы возникнет массовая безработица и как следствие волнения в массах.
Проект концепции, по словам ее авторов, может быть внесен в Госдуму РФ для утверждения уже осенью. И если он будет принят, число учителей может сократиться на треть. Зато оставшимся можно будет повысить зарплату в среднем на 40 %.