• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Снова профиль. Опять не уснуть

Управление школой. 2004. № 47. 16 декабря

В Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы подготовки кадров к введению профильного обучения".
Об основных "содержательных составляющих" перехода к профильному обучению в своем выступлении рассказал Анатолий Пинский - директор Центра социально-экономического развития школы Государственного университета - Высшей школы экономики, заместитель председателя координационной группы Министерства образования и науки РФ.

В Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялась Всероссийская научно-практическая конференция "Проблемы и перспективы подготовки кадров к введению профильного обучения".
Об основных "содержательных составляющих" перехода к профильному обучению в своем выступлении рассказал Анатолий Пинский - директор Центра социально-экономического развития школы Государственного университета - Высшей школы экономики, заместитель председателя координационной группы Министерства образования и науки РФ.

Политика
- Переход к профильной старшей школе планируется как массовый, но не тотальный. Сколько старшеклассников будут через 5 лет "в профиле"? Может быть, 50 %, а может - 70-80. Ситуация разнится по федеральным округам и регионам, тем более что роль региона в выработке образовательной политики будет возрастать в связи с произведенным разграничением полномочий между уровнями власти. А пока идет официальный эксперимент, число его участников решено не расширять. Это принципиальная позиция. И экономная, смею добавить.

Предпрофильная подготовка
Она должна составлять минимум 100 часов в 9-м классе, т.е. 3 часа в неделю при пятидневке. (Как отметил Пинский, многие участники эксперимента сейчас опробуют варианты предпрофильной подготовки при шестидневной учебной неделе и не только в 9-м, но и в 7-8-х классах.) По содержанию 2/3 подготовки - это курсы по выбору, предметные и ориентационные (надпредметные, межпредметные), 1/3 - относительно традиционная информационно-ориентационная работа, куда включаются специалисты межшкольных учебных комбинатов, школьные психологи.

Новые формы и новое содержание аттестации девятиклассников
Новое отраслевое министерство занимает в этом вопросе еще более выраженную позицию, чем прежнее. Перед организаторами эксперимента уже поставлена задача провести в этом году в 9-х классах не просто внешнюю аттестацию путем создания муниципальных экзаменационных комиссий, а экзамены, близкие по технологии к ЕГЭ. С благой целью - создать новую национальную систему оценки качества образования.

Новый федеральный БУП
Его достоинства всем известны -большая вариативность, планирование часов не на неделю, а на год. Самое сложное - переход от БУПа к рабочим учебным планам школы. Этому приходится учить. И помним: профилей должно быть не 12-13, а столько, сколько требуют рынок труда и старшеклассники.

Двухуровневый
Именно таким должен стать образовательный стандарт нового поколения для старшей школы, чтобы разделить "базу" и "профиль". Его разработка - дело не одного года, хотя есть возможность опираться на международные образцы (впрочем, кто определит, насколько они образцовые? ). А в 2006 году - разумеется, до появления нового стандарта - школы начнут переходить на профильное обучение "по мере готовности".

Нововведения в организации учебного процесса
Рабочие планы школы, индивидуальные учебные планы учеников, гибкое формирование классов (учебных групп), сетевая организация обучения, обеспечение возможности сменить профиль, новые образовательные технологии (ИКТ, дистанционное обучение, метод проектов).
Кстати, в министерских рекомендациях по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов (приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 20.04.2004 N 145-51-102/13) сказано буквально следующее: "Группа из пяти человек может изучать физику на профильном уровне только в том случае, если на это найдутся дополнительные средства. Их источником могут стать: увеличение бюджетного финансирования, часы факультативов, кружков, родительские средства и т.д. Эта позиция может стать предметом переговоров образовательного учреждения как с учредителем, так и с родителями обучающихся".
По сетевому взаимодействию документ готовится. Из него станет ясно, как засчитывать ученику часть программы, изученную не в родной школе, а в другом образовательном учреждении - вузе, школе или техникуме. Но узнаем ли мы, как точно станет оплачиваться учителям работа с "чужими" учениками, сборными группами? Или вновь будут рекомендованы "переговоры"?

Введение элективных курсов
Хитом конференции стало слово "диссеминация". Именно так - перекрестным опылением - должны распространяться наработки экспериментальных школ. Чтобы опыление происходило быстрее, будет создан банк элективных курсов. Министерством рекомендована их экспертиза в порядке, установленном учредителем. Практика уже складывается: элективные курсы, придуманные в школах, от имени учредителя экспертируют учреждения повышения квалификации работников образования.

Обновление методического обеспечения старшей школы
Это учебники, учебные и методические пособия, электронные обучающие материалы. "Учебники вызревают годами. Если бы мы ждали необходимые 7-8 лет, пока будут разработаны и апробированы учебники для профильной школы, то не имели бы сейчас ничего: ни учебников, ни профильной школы".
Видимо, теперь мы имеем и то, и другое. Но в малых количествах. Как выяснилось в ходе конференции, дополнительные трудности с учебниками вызвала приостановка деятельности Федерального экспертного совета. Из-за этого "зависли" несколько десятков уже готовых учебников, предназначенных для профильного обучения. А представители издательств собираются выехать в регионы - познакомить будущих покупателей с готовящейся к выпуску продукцией, пусть еще не огрифованной, но непременно того достойной.

Управление и организация профильного обучения
Проблемные точки:
- отработка механизмов введения профильного обучения в конкретной школе;
- развитие сетей образовательных учреждений;
- создание отдельных профильных школ - школ старшей ступени;
- взаимодействие школ с вузами, учреждениями начального и среднего профессионального образования, службами занятости и т.д.

Новые элементы экономики старшей школы
- Оплата дополнительного деления классов на группы;
- платные образовательные услуги;
- использование надтарифных фондов, различных стимулирующих надбавок для педагогов.
В будущем - новая система оплаты труда педагогов.

Чем не является профильное обучение
- Мотивом для закрытия гимназий и лицеев;
- профессиональным (производственным) обучением;
- элитным образованием для 5-10 % детей;
- полной заменой универсального (непрофильного) обучения;
- системой, пригодной лишь для мегаполисов.