• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профильная школа анфас

Московская правда. 2005. № 26. 7 февраля

...Как рассказал еженедельнику "Интерфакс ВРЕМЯ" заместитель руководителя координационной группы Министерства образования и науки РФ по внедрению эксперимента, один из авторов Концепции профильного обучения Анатолий Пинский, у эксперимента несколько задач. Прежде всего с помощью профильного обучения хотят сократить существующую пропасть между школой и колледжами, вузами. Школьной подготовки для поступления недостаточно, и поэтому родителям приходится нанимать репетиторов или отдавать ребенка на подготовительные курсы. Кроме того, законодатели считают, что профилизация позволит уже в школе сориентировать ребенка на его будущую профессию и готовить к ней...

Система российского образования последних лет отличается большим числом опытов. Уже второй год в ряде российских школ проходит эксперимент по профильному обучению. Профилем обучения специалисты называют совокупность предметов определенной направленности (гуманитарной, математической, экономической), изучаемых на углубленном уровне. К 2006 году профильную подготовку старшеклассников собираются сделать массовой. К чему нужно быть готовым родителям будущих "профилистов"? Каким образом они смогут повлиять на ситуацию, в которой будет решаться судьба их ребенка?
Как рассказал еженедельнику "Интерфакс ВРЕМЯ" заместитель руководителя координационной группы Министерства образования и науки РФ по внедрению эксперимента, один из авторов Концепции профильного обучения Анатолий Пинский, у эксперимента несколько задач. Прежде всего с помощью профильного обучения хотят сократить существующую пропасть между школой и колледжами, вузами. Школьной подготовки для поступления недостаточно, и поэтому родителям приходится нанимать репетиторов или отдавать ребенка на подготовительные курсы. Кроме того, законодатели считают, что профилизация позволит уже в школе сориентировать ребенка на его будущую профессию и готовить к ней.
По сути, в самой идее профильного образования нет ничего нового. Так, в определенной степени профильными можно назвать уже существующие в нашей стране специализированные школы (математические, спортивные, языковые), а также учебные заведения с гимназическими классами (гуманитарными, математическими, химико-биологическими). Но при этом, по словам Анатолия Пинского, сегодня у учащихся спецшкол очень большая нагрузка, поскольку - "ряд предметов изучается углубленно, а все остальные - в обычном объеме".
По новой схеме расписание старшеклассников будет выглядеть следующим образом. Часть основных (базовых) предметов оставят в прежнем объеме. Эти предметы будут преподаваться во всех классах (вне зависимости от профиля). К ним относятся математика, история, русский язык и литература, иностранные языки, физкультура. Другую часть предметов школьники будут изучать углубленно в зависимости от профиля (например, в социально-экономическом профиле -экономику, право, социологию и другие). А остальные дисциплины станут преподавать в сокращенном варианте. Так, ученики естественно-математического и технологического профильных классов вместо экономики, права, социологии будут изучать обществоведение. А для гуманитарных и социально-экономических "профилистов" предусмотрен предмет естествознание (сокращенные курсы физики, химии, биологии).
Помимо того, в учебный план школы будут включены спецкурсы по выбору (элективные курсы). Ученикам профильных классов предстоит самим выбирать, какие спецкурсы посещать. При этом у каждого должно набраться не менее трех курсов по его профилю. (Как рассказали в Минобразования и науки, примерно так построено обучение старшеклассников в США, Германии, Великобритании и ряде других стран.) Предметов, по которым станут вести спецкурсы, нет в государственных стандартах для общеобразовательных школ, но они, считают экспериментаторы, будут полезны школьнику для профессионального самоопределения. (Это, к примеру, "Информационный бизнес", "Основы менеджмента".) Кроме того, учащиеся могут посещать спецкурсы других профилей.
Эксперимент по профилизации школ проводится согласно Постановлению правительства РФ N334 от 09.06.2003 г. и Приказу Минобразования N2757 от 26.06.2003 г. в 266 школах в 10 субъектах Федерации: Краснодарском крае, Республике Саха (Якутия), Республике Татарстан, Московской, Кемеровской, Самарской, Новгородской, Калининградской, Псковской, Челябинской областях. Экспериментальные школы были избраны региональными департаментами образования совместно с главным экспериментатором - министерством. В основе содержания эксперимента -Концепция модернизации образования до 2010 года (Распоряжение правительства N1756-р от 29.12.2001) и Концепция профильного обучения (Приказ Минобразования N2783 от 18.07.2002).

Аграрный и морской классы
Министерство образования и науки РФ утвердило 4 варианта учебных планов для преподавания в профильных классах: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический, технологический, а также вариант непрофильного обучения - универсальный профиль (для детей, которые еще не определились с выбором будущей профессии). Однако, по утверждению Анатолия Пинского, все предлагаемые ведомством учебные планы - примерные, и администрация школы может менять их по своему усмотрению. Так, на практике уже возникли более 12 профилей (например, педагогический, медицинский, морской, казачий, кадетский, аграрный). Анатолий Пинский отметил, что законодатели не будут ограничивать потребности детей и региона.
Решения принимает директор
Разработчики концепции предусмотрели несколько форм организации профильного обучения. Если у школы есть необходимые ресурсы (преподаватели, учебники, лаборатории), она может открыть один или несколько профильных классов. То есть стать однопрофильной или многопрофильной. Это решение принимается по усмотрению администрации школы и муниципального департамента образования. По данным Министерства образования и науки, школы определяли количество профилей, исходя из пожеланий учащихся и их родителей (для этого проводили анкетирование, беседы с родителями), а также своих материальных ресурсов.
Но может случиться, что школа изберет, к примеру, всего лишь один профиль - технический, и детям-гуманитариям придется идти в другую школу. По словам юристов, в соответствии с действующим законодательством, родители официально не могут повлиять на решение директора школы. Однако по законопроекту о внесении изменений в Закон "Об образовании", который предполагает утвердить правительство, с 2007 года российскими школами станут руководить управляющие советы (в них войдут родители и даже школьники). Тогда уже родители смогут официально участвовать в управлении школой, и решение основных вопросов (в том числе и по выбору школой профиля) будет зависеть и от них.
Далеко не всем школам при открытии профильных классов хватает материальных ресурсов для преподавания ряда предметов на углубленном уровне. Поэтому экспериментаторы считают, что профильное обучение возможно также строить по модели сетевой организации. По мнению чиновников, базовые и часть профильных предметов старшеклассники могут изучать в своей школе, а остальные дисциплины - в другой школе либо в техникумах или вузах, у которых есть соглашение со школьной администрацией. Например, предполагается организовывать занятия для школьников экономического класса -в экономическом лицее. При этом для учащихся сельских школ намерены выделять бесплатные автобусы. Правда, при этом неясно, как в таком случае можно говорить о снижении нагрузки. Ведь старшеклассникам придется тратить время на дорогу.

Не прошел по конкурсу - иди в другую школу
Согласно концепции, перед поступлением в профильные 10-11-е классы должна проводиться специальная подготовка 9-классников - для того чтобы помочь им сориентироваться с выбором профиля. Экспериментальные школы в 2003/04 учебном году открывали факультативы по различным предметам, а также устраивали профтестирования, посещения профессиональных учебных заведений. Затем девятиклассники сдавали экзамены, по результатам которых их зачисляли в профильный класс. Кроме того, при приеме в профильный класс учитывались отдельные личные достижения школьников: исследовательские проекты, рефераты, учеба на курсах, участие в олимпиадах, которые заносили в "портфель достижений" (портфолио - в западном варианте).
Профильные 10-е классы в экспериментальных регионах открылись только в сентябре 2004 года, поэтому судить о результатах эксперимента пока рано. Однако уже пора говорить о проблемах, которые могут возникнуть при реализации идеи профильной школы.
Так, начальник отдела общего среднего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан (одного из экспериментальных регионов) Андрей Некрасов опасается, что у выпускников профильных школ может возникнуть проблема с выбором профессионального учебного заведения. Далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, и часто выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно. Андрей Некрасов считает, что этой проблемы можно избежать, включив в предпрофильную подготовку занятия с психологами. При этом ряд экспертов считают, что если профильная подготовка будет обязательной, то в нормативных документах необходимо закрепить возможность смены профиля в процессе обучения.
На практике также может возникнуть следующая ситуация. Школьник выбрал профильный класс, где бы он хотел обучаться, а его туда не берут -говорят, что нет мест. По словам экспертов Министерства образования и науки, конкурсный набор в старшие классы, где реализуются программы углубленного изучения отдельных предметов, не противоречит Закону "Об образовании" (в частности, в ряде гимназий, лицеев и спецшкол есть конкурс при приеме в 10-11-й, а иногда и 7-9-й классы). То есть при приеме в профильные классы возможен конкурс. Но при этом закон гарантирует право граждан на получение бесплатного среднего (полного) общего образования, и, по словам чиновников, если вас не приняли в профильный класс, вы имеете право перейти в другую школу.

За что будут платить родители?
Бесплатным или платным будет обучение в профильных классах? По словам чиновников Минобразования и науки, все предметы, преподаваемые в рамках образовательного стандарта, будут оплачиваться из регионального и муниципального бюджетов, а все, что выходит за рамки стандарта (например, часть спецкурсов по выбору), может рассматриваться как дополнительные образовательные услуги и должно оплачиваться родителями. Правда, детям из малообеспеченных семей, возможно, предоставят льготы или их вообще освободят от оплаты. (Учителям за преподавание спецкурсов по выбору сейчас предусмотрена 15-процентная надбавка к зарплате.)
Кроме того, по утверждению специалистов, еще неизвестно, вымрет ли с профилизацией школ институт репетиторства. Может случиться, что родителям придется нанимать репетитора для подготовки чада к поступлению в 10-11-й классы из-за возможного конкурса в профильные классы.
По различным оценкам, в случае введения профильного обучения базовый учебный план школ сократят на 25 процентов. Не потеряем ли мы в таком случае фундаментальность нашего образования? Конечно, нагрузка на школьников сейчас велика, а некоторые педагогические методики устарели. Но это не значит, что достаточно просто перетащить западную модель на нашу почву.

***
Ректор МГУ им. Ломоносова, академик РАН Виктор Садовничий считает, что главный плюс эксперимента в том, что учеников делят на гуманитариев и технарей, готовя к тому, чем им предстоит заниматься в будущем, не тратя времени на преподавание предметов, которые им потом не понадобятся. В то же время, предложив ученику профиль обучения на школьной ступени, мы лишаем его возможности выбора в дальнейшем. Ведь школьник, может быть, пока еще не проявил себя в достаточной степени гуманитарием или математиком. Есть примеры, когда лучшие математики мира до определенного возраста считались абсолютно непригодными для этой деятельности, они слыли тугодумами, и их выгоняли из школы. Например, бывшего ректора МГУ Петровского "убедили", что математика не для него, а спустя годы он стал математиком N1 прошлого столетия. Еще один минус, отметил Виктор Садовничий, - это судьба сельской школы. Какая профильная школа может быть на селе при одном учителе, какое может быть разнообразие выбора в соответствии со способностями и устремлениями ребят, когда село испытывает потребность даже не просто в квалифицированных педагогических, а хоть в каких-то кадрах?