• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что знает чиновник

Деловые люди. 2003. № 146. 19 мая

...Первые российские чиновники нового времени были на редкость интеллектуальны. Частично выходцы из экономического факультета МГУ, они, тем не менее, видимо, отягощаясь излишним консерватизмом альма-матер, решили создать новые ясли российской политики и государственного управления в виде Высшей школы экономики. Егор Гайдар, Александр Шохин, Евгений Ясин, Яков Уринсон - комплексные отцы нового элитарного заведения, изначально позиционировавшего себя как независимое от Министерства образования, как что-то косное и элите не способствующее...

Будущее России - в руках очень образованных людей, ибо тотальное повышение роли и значимости образования не только среди элит, но и среднего класса, налицо.
В каждой порядочной стране есть вузы, которые являются колыбелью для политиков и чиновников. Долгие годы в Советском Союзе также были свои номенклатурные институты. МГУ и МГИМО были первыми номерами в этом перечне образовательных трамплинов.
Надо сказать, что наша страна все же была и остается более демократичной и плюралистичной при формировании общественного мнения о филогенезе чиновника. Бывали здесь и казанские университеты, и днепропетровские, ну и, естественно, ленинградские (в прошлом и настоящем - петербургские). В общем, плюрализм не случаен в той стране, где цари получали домашнее образование с элементами пажеского корпуса, а построялистские руководители могли вообще особого образования и не иметь. Какие уж тут претензии к авторитетам.
Хотя, как показывает жизнь, малообразованные люди чрезвычайно трепетно относятся к кадровой политике, отбирая лучших из лучших, умнейших из умнейших, -некая компенсаторная реинкарнация в подчиненных.
А вот с кем бы хотели общаться граждане - вопрос иной. С одной стороны, огульное занижение умственных способностей чиновников и политиков создает образ недоумков-скоморохов, управляющих районами, регионами, страной, а с другой - генетическое желание общаться не только с гомо сапиенсами, а с помазанниками божьими и помазанниками помазанников - все это сформировало дуалистический образ российского чиновника.
Первые российские чиновники нового времени были на редкость интеллектуальны. Частично выходцы из экономического факультета МГУ, они, тем не менее, видимо, отягощаясь излишним консерватизмом альма-матер, решили создать новые ясли российской политики и государственного управления в виде Высшей школы экономики. Егор Гайдар, Александр Шохин, Евгений Ясин, Яков Уринсон - комплексные отцы нового элитарного заведения, изначально позиционировавшего себя как независимое от Министерства образования, как что-то косное и элите не способствующее.
И все было бы хорошо, если бы не питерские соратники, вымостившие гать для своих товарищей из ЛГУ. И тем не менее ЛГУ пока не занял первое и даже второе место в российской табели вузов, ибо столица пока в Москве, а престижность и перспективность вуза определяется не тем, что в нем учились отцы, а тем, что в нем учатся дети отцов. А значит - все те же МГУ, МГИМО, а теперь и Высшая школа экономики.
А кто у нас сейчас правит страной? В целом мы имеем чрезвычайно образованное правительство, где работают эрудированные и грамотные люди. Зачастую им не хватает кругозора, чему мешает узость задач. Но следует отдать должное, что сегодня мы наблюдаем у чиновников высшего ранга, включая самого премьера, глобальное видение задач. И это радует.
Ибо те, кому политики и топ-чиновники нужны, также достигли высокого образовательного уровня, рекрутируя себе в соратники людей с двумя и более образованиями и обладателей зарубежных дипломов. Такой подход помогает транснационализации российской экономики, но одновременно предъявляет и повышенные требования к правительству.
Очевидно, что большой бизнес не хочет иметь дело с идиотами, а хочет общаться на равных, при этом не опускаясь до среднего уровня, а требуя собеседника по себе.
Это требование воспринято ключевыми игроками российской политики, которые взяли на вооружение такие же рекрутские принципы, что и большой бизнес, заказывая чиновников в крупных международных рекрутинговых агентствах, предъявляя к кандидатам аналогичные бизнесу требования. Пока, правда, не ясно, чем такие эксперименты закончились, ибо на некоторых ключевых должностях руководителей департаментов того же самого министерства работают люди, вообще с трудом способные говорить, но есть надежда, что образовательные принципы отбора со временем полностью вытеснят местнические.
Что касается чиновников среднего звена, то здесь ситуация меняется слабо, - и здесь корень пробуксовки системных реформ. Невозможность адекватного восприятия необходимости перемен стимулирует бюрократию консервировать ситуацию на доступном ее пониманию уровне. Отсюда задача - резкая, драматическая замена существующих руководителей на всех уровнях из числа высокообразованных интеллектуалов, совмещающих деловую смекалку с эрудицией.
И даже то, что сегодня такую реформу проводят люди, сами не имеющие достаточного образования, нисколько не умаляет ценности самой реформы. В конце концов, если за семьдесят лет нам так и не удалось воплотить идеалы Маркса, так, может, повезет с учением Платона?