• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

По Гарвардскому счету

Формула карьеры. 2003. № 6. 16 июня

С того момента, когда при Министерстве образования был создан Экспертный совет по проведению эксперимента по программам МВА, минуло три года. Главой совета является Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ, членами совета - Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования; Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ; Сергей Мордовии, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП). Весной 2003 года совет при участии школ - участников эксперимента подвел итоги.
...Сергей Филонович: "Наша бизнес-школа выделяет средства на программу подготовки преподавателей и ежегодно отправляет двух преподавателей в Словению, в Академию преподавателей бизнес-дисциплин, созданную на базе Ассоциации бизнес-школ Восточной и Центральной Европы (CKEMAN)»...

Еще год назад широко обсуждался вопрос: а нужно ли российское бизнес-образование и что оно дает. Сегодня спрос явно превысил предложение. Бизнес-школы поднимают цены. "ФК" представляет очередной ежегодный обзор рынка бизнес-образования в России.

Будешь много знать
С того момента, когда при Министерстве образования был создан Экспертный совет по проведению эксперимента по программам МВА, минуло три года. Главой совета является Леонид Евенко, ректор Высшей школы международного бизнеса АНХ, членами совета - Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования; Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ; Сергей Мордовии, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП). Весной 2003 года совет при участии школ - участников эксперимента подвел итоги.
Российские школы бизнеса за все эти годы выпустили около 7 тыс. менеджеров с дипломами МВА, более 4 тыс. человек продолжают обучение на МВА в России. Ведущие школы бизнеса отмечают, что студент МВА стал более мотивированным, образованным и требовательным, значительно выросли доля топ-менеджеров, поступающих на МВА, а соответственно, и средний возраст студентов в аудитории (30-34 года).
Олег Виханский, директор Высшей школы бизнеса МГУ: «Раньше на МВА шли за конкретными прикладными знаниями, инструментами. Теперь поняли, что успех в бизнесе лежит не в области практических схем, а в области понимания менеджмента, управления людьми. Схема сегодня работает, а завтра нет, и так во всем мире. Именно за пониманием, формированием видения и идут сегодня в школы бизнеса, чтобы на этой основе выстраивать собственные схемы».
Дуглас Коултер, американский профессор, преподающий в Высшей школе бизнеса МГУ: «Сегодня российские студенты уже не просто владеют терминологией и знают все тонкости таких понятий, как «рынок», «финансы», «бизнес», но и обладают реальными бизнес-знаниями. Это стало частью их образования».
Прошлой осенью в ведущие бизнес-школы обратилось в 1,5-2 раза больше претендентов, чем они были в состоянии принять. Школы бизнеса осуществили первые заказы на проведение корпоративных программ МВА под цели и задачи конкретных компаний.
Рынок российского бизнес-образования развивается, а качество программ растет не только в столице, но и в регионах. Так, Леонид Евенко отмечает Саратовскую высшую школу бизнеса (единственную во всем Поволжском регионе имеющую государственную аккредитацию на реализацию программы МВА) как одну из лучших региональных школ. Саратовская высшая школа бизнеса имеет партнеров и в своем регионе, и за рубежом (Гамбургский университет) и готовится к реализации новой программы МВА (Executive).
Возможности дальнейшего экстенсивного роста рынка бизнес-образования сохраняются, ведь не у всех есть деньги и время на учебу в Гарварде и Стэнфорде. К тому же в России высокая карьерная динамика, и за два года обучения full-time можно существенно отстать в карьере. 11о этой же причине в России менеджерами востребованы вечерние и очно-заочные формы обучения.
Количество региональных школ будет расти. Одновременно многие столичные школы бизнеса планируют активнее выходить в регионы («МИРБИС», ВКШ, Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ). Глобальная задача ВШМ ГУ-ВШЭ - превратиться из московской школы бизнеса в российскую. С осени будет введена модульная программа МВА ВШМ ГУ-ВШЭ для регионов (8 очных модулей по 2 недели в Москве, а в промежутках- система домашних заданий с поддержкой через Интернет).

Тех, которые за «корочками», отсечь!
Одна из тенденций в развитии рынка бизнес-образования: лидеры повышают цены за обучение. Так, весной цена за обучение на программе МВА ВШМ ГУ ВШЭ выросла до $ 10 тыс. По мнению Сергея Филоновича, это позволяет отсечь тех, кто идет в бизнес-школу за «корочками», и взять на учебу уже состоявшихся менеджеров
(а соответственно, сократить число среднего менеджмента на программе). И все-таки, несмотря на повышение цены, конкурс составляет 1,5 человека на место.
Ценовая политика школ бизнеса не в последнюю очередь связана и с качеством преподавательского состава.
Михаил Иоффе, ректор Института экономики и инансов «Синергия»: «Дефицит высококлассных преподавателей бизнес-дисциплин-проблема всех бизнес-школ мира, но в России она стоит наиболее остро. Школы бизнеса преподавательскую элиту рвут на части, и она взвинчивает почасовую ставку».
Случаи, когда перспективных преподавателей перекупает бизнес, не редкость. Однако наблюдается и обратная картина: Сергей Скосарев, проректор ВКШ, раньше работал начальником службы персонала компании «ВымпелКом», бывший менеджер банка Михаил Толпышкин сегодня является директором дистанционной программы МВА ВКШ, недавно успешно защитил докторскую. Если вы преподаватель школы бизнеса и успешный консультант в Москве, вы зарабатываете гораздо больше, чем средний менеджер крупной компании, поэтому лидеры рынка начинают вкладываться в обучение преподавательских кадров.
Сергей Филонович: "Наша бизнес-школа выделяет средства на программу подготовки преподавателей и ежегодно отправляет двух преподавателей в Словению, в Академию преподавателей бизнес-дисциплин, созданную на базе Ассоциации бизнес-школ Восточной и Центральной Европы (CKEMAN)».
В той же академии в этом году будут обучаться и преподаватели института «МИРБИС». Все преподаватели ЛИНК бесплатно изучили программу профессионального диплома в области менеджмента OUBS, а преподающие программу МВА получили степень MBA OUBS. При введении новых образовательных продуктов все они проходят специальную переподготовку. Для российских школ бизнеса характерен еще ряд общих тенденций: расширение спектра специализаций, развитие современных технологий информационной поддержки процесса обучения, повышение доли интерактивных занятий и выход на международную аккредитацию программ.

Дистанция огромного размера
Сергей Мясоедов, ректора ИБДА, уверен, что единственная возможность для школы бизнеса обрести свое лицо - это качественные специализации: «Хорошая специализация - это уход в детальное рассмотрение узких практическихвопросов. Ее могут осуществить только специалисты-практики. На МВА по специализации «Маркетинг» мы даем то, что не дадут большинство других школ. Почему? Ответ прост: ключевую тему по маркетингу читает Ашот Арутюнян, заведующий отделом маркетинга компании «Тсхносила», - человек, который разработал маркетинговую стратегию крупнейшей торговой сети. Ему и ряду директоров по маркетингу предшествует лучшая плеяда наших профессоров по маркетингу, преподавателей-консультантов. А к реализации программы по ГТ-менеджменту ИБДА привлечет специалистов из ведущих компаний - системных интеграторов: Oracle IBS, SAP».
Владимир Буренин, ректор Высшей коммерческой школы, член Европейского совета по бизнес-образованию по странам СНГ: «В основном образование будет развиваться через создание электронных образовательных пространств. Не случайно лидеры мирового рынка образования вкладывают в развитие IT гигантские деньги: современные образовательные технологии становятся решающим конкурентным преимуществом. Технологии IT меняют содержание и традиционную структуру образования, позволяют студентам получить доступ к лучшим знаниям, а не рассчитывать на то, что школе чудесным образом удалось собрать всех звезд-преподавателей».
Сегодня помимо ВКШ высокотехнологичной distant-learning располагают Московский университет Туро, «Кингстон-АНХ», Классическая бизнес-школа, ИПК МЭСИ. Так, студент МВА «Кингстон-АНХ» может с домашнего компьютера зайти в библиотеку Кингстона, там же назначить свидание с профессором Кингстон-ского университета и поработать с ним в режиме он-лайн. Видеосвязь позволяет студентам Туро виртуально присутствовать на лекции преподавателя, в какой бы точке мира она ни происходила.
Сергей Мясоедов: «В программах МВА и ЕМВА (Executive MBA) опыт не на стороне преподавателя (ведь пока опыт доходит до учебников, он стареет), поэтому очень важно наладить обмен информацией между студентами. Именно из разговоров менеджеров о реальной практике рождаются инновационные проекты, а это карьера для них и миллионы долларов для их бизнеса. Но далеко не каждый преподаватель умеет настроить слушателей на решение проблем, на креативное и деятельное отношение к ним, поэтому одна из задач нашего тренинг-центра - отобрать бизнес-тренеров и фисилитаторов, способных на это. Другая проблема с интерактивом: не все студенты понимают, что серьезный интерактив, основанный на кейсах и ролевых тренингах, подразумевает их самостоятельную подготовку».

Со стороны виднее
По мнению Владимира Буренина, ни государственная, ни общественная национальная система аккредитации образовательных продуктов не может быть объективно независимой: «Международная аккредитующая система сформирована таким образом, что исключает любую возможность подтасовки фактов, коррупции и на деле способствует процессу сближения программ разных школ в единое образовательное пространство. Прохождение международной аккредитации - очень хороший способ понять, как развивается ваша школа и как избежать наиболее распространенных ошибок. Отзывы экспертов - представителей разных учебных заведений бизнес-образования - могут послужить дополнительным толчком развития школы бизнеса. Таким образом, кроме уверенности студентов в качестве получаемого образования международная аккредитация позволяет решить немаловажную сегодня проблему ликвидности диплома при трудоустройстве выпускника МВА в другой стране, ведь европейский рынок труда становится действительно интернациональным».
Не случайно наличие у программы МВА международной аккредитации служит для потенциальных слушателей главным ориентиром в море не всегда достоверной информации.
Максим Ткач, помощник председателя правления Объединенной компании «ВМС», студент программы МВА Высшей коммерческой школы: «На мой выбор программы МВА в немалой степени повлияло наличие международной аккредитации программы ВКШ. Наш бизнес также имеет сертификаты западных организаций по качеству продукта, поэтому мы знаем, что стоит за таким документом. Сертификат международной аккредитующей организации ЕСВЕ, который имеет программа МВА ВКШ - это не простая формальность, а регулярное прохождение аудита европейскими экспертами. В прошедшем году мы, слушатели программы, были участниками этого процесса».
Курс на международные стандарты, взятый лидерами рынка бизнес-образования, объясняется конкуренцией за студента между западными и российскими бизнес-школами.
Владимир Буренин: «Мы строим бизнес-образование на костях советской образовательной базы и на энтузиазме отдельных деятелей образования. Нам противостоит хорошо развитая образовательная индустрия Запада: разработка кейсов и уникальных IТ-технологий, подготовка тьюторов и технического персонала, проектирование учебных помещений, финансовые институты, техническое оснащение аудиторий и прочее. От колоссальной образовательной индустрии Запада нас спасает пока только одно -языковый барьер слушателей. Однако сегодня в мировом сообществе английский язык занимает такое же место, как латынь в средние века, и лет через пять проблем с языком у клиентов российских школ бизнеса не будет. Встанет другой вопрос: обучение на международном английском по ряду дисциплин, готовность школ бизнеса к приему зарубежных студентов».
Михаил Иоффе: «Без иностранных гстудентов ни одна бизнес-школа России не будет вписана в мировую образовательную систему. Минимально возможная для международной аккредитации бизнес-школ доля иностранных студентов составляет 30%. Чтобы в наших школах учились иностранные студенты, нужно делать программы на английском».
Институт экономики и финансов «Синергия», ИБДА АНХ, Классическая бизнес-школа уже работают в этом направлении. Если в западных школах бизнеса GMAT сдают на входе, то КБШ ввела обязательное изучение GMAT на программах МВА, с тем чтобы студенты сдали экзамен, заканчивая школу. «Синергия» готовится к открытию программы МВА на языке, а ИБДА АНХ со следующего года на первом высшем вводит несколько предметов на английском языке. В ВКШ, которая уже 10 лет является экзаменационным центром подготовки к сдаче экзаменов на сертификат Лондонской торговой палаты, изучение английского входит в программу МВА первого года, чтобы уже на третьем семестре студенты могли заниматься с зарубежными преподавателями на английском языке.
Интересно, что, в то время как на ряде российских программ МВА идет наращивание международной составляющей, на совместных программах МВА с годами увеличивается количество российских преподавателей и российских кейсов.
Азат Ганеев, директор программы МВА Казанского государственного финансово-экономического института: «Роль партнера особенно велика в период становления программы, при внедрении в учебу активных методов обучения. Программа МВА КГФЭИ заключила договор о сотрудничестве с Высшей международной коммерческой школой Group ESIDEC (Мец, Франция), имеющей большой опыт подготовки и переподготовки специалистов с базовым техническим образованием в области коммерции, логистики и менеджмента, причем в режиме «без отрыва от производства». В реализации программы МВА принимают участие шесть профессоров Group ESIDEC, два профессора из Чикагского университета DePaul (США) и десять профессоров и доцентов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов».
Михаил Иоффе: «Лидеры европейского и американского рынка бизнес-образования - самодостаточные школы бизнеса. Наш рынок интересен для средненьких зарубежных бизнес-школ, которые приходят в Россию и занимают нишу наших, российских школ. Мы идем на партнерство с ними, чтобы учиться. Например, наш стратегический партнер Университет Дарема (University of Durham) реализует e-leaning уже 12 лет. Благодаря этому партнерству наши, российские преподаватели получат необходимые навыки для ведения высокотехнологичных дистанционных программ».

Страшно недалеки они от...
«Российские школы бизнеса (читай-преподаватели) страшно Далеки от практики бизнеса, примеры и кейсы на основе российской бизнес-практики весьма поверхностны» - таков самый распространенный упрек нашим бизнес-школам. И те, чтобы отмести претензии, вводят корпоративные программы, организуют круглые столы, занимаются консалтингом в компаниях, приглашают преподавать практиков бизнеса.
С исследовательской деятельностью, которая призвана обобщать живой опыт бизнеса, дело обстоит гораздо хуже.
Олег Виханский: «Я думаю, что у нас очень трудно вести такого рода исследования, так как компании очень неохотно раскрывают исследователям свои секреты, а часто даже и не секреты. Одной из важнейших задач ВШБ является организация и проведение совместно с Институтом комплексных стратегических исследований регулярного научно-практического семинара «Стратегия развития», ориентированного на обмен мнениями, подтверждаемыми строгими научными расчетами. Данный семинар рассматривается как одна из форм доведения до общественности наиболее важных результатов последних экономических разработок, оказания влияния на общественную мысль и процесс принятия решений, а также укрепления взаимодействия ведущих ученых-экономистов, политических и государственных деятелей России. В дополнение к семинару мы начали проводить тематические научные конференции. Например, в этом году мы проведем большую научную конференцию по вопросам конкурентоспособности».
В подавляющем большинстве бизнес-школ возрастает роль корпоративных программ.
Владимир Буренин: «Сейчас мы пытаемся привлечь предприятия в программы, сформированные по принципу унификации знаний и навыков: «если вы освоите нашу замечательную программу, то сможете решать свои бизнес-задачи». Но у компаний, представители которых сидят в аудитории, разные рыночные ситуации, они находятся на разных жизненных циклах, имеют разное управленческое мировоззрение. Значит, нужно делать наоборот: найти ключевые проблемы предприятия и под них делать учебные программы. Это называется корпоративным обучением, результатом которого должны быть не общие управленческие знания, а управленческие решения».
Чтобы развить клиентоориентированный подход, ряд школ (ИБДА АНХ, Высшая школа бизнеса МГУ, Институт экономики и финансов «Синергия») выстраивает цепочку непрерывного образования: первое высшее, второе, MBA, EMBA, программы профпереподготовки - полный спектр программ, рассчитанный на различные сегменты рынка.

Информация - деньги
Как известно, репутация любой организации складывается годами. Российские школы бизнеса, в отличие от вузов, очень молоды, количество их выпускников еще не достигло «критической массы», чтобы имидж школ сформировался у работодателей, но процесс уже пошел. Например, известно, что IKEA, ABB, Novo-Nordisk, 3M в течение трех лет ежегодно отправляют своих менеджеров на программу МВА «Кингстон-АНХ». В соответствии с соглашение о стратегическом сотрудничестве с лидером фармдистрибьюции - компанией «ПРОТЕК» - ЛИНК проводит обучение управленческих кадров компании более чем в 30 городах. В течение пяти лет переподготовлено более 1000 менеджеров, причем два топ-менеджера в числе первых закончили программу МВА ЛИНК. Но в целом диплом МВА, полученный в России, работодатели воспринимают всего лишь как хороший «довесок». Маркетинговое исследование, проведенное бизнес-школами, показало, что потенциальные студенты российских МВА готовы заплатить за обучение $10 тыс. и еще $200 - за достоверную информацию о программах школ бизнеса, которая позволит им сделать правильный выбор. Менеджеры сетуют на отсутствие рейтинга, объективной информации в СМИ и крайне противоречивую неофициальную информацию о конкретных школах бизнеса. Ведь за строчкой образовательного стандарта «общий менеджмент» в разных бизнес-школах могут показаться совершенно разные вещи, у каждой из них свои особенности. ВШМБ АНХ- крупнейшая бизнес-школа не только в России, но и в Восточной Европе, а МИМ ЛИНК - самая крупная в Европе международная сетевая школа. Программы МВА «Кингстон-АНХ» и ВШБ МГУ отличает серьезный вступительный экзамен и практика отчисления студентов за неуспеваемость. Классическая бизнес-школа третий год подряд становится победителем самых престижных ежегодных соревнований, проводимых Американской торговой палатой среди лучших зарубежных и отечественных школ бизнеса, работающих в России, по анализу бизнес-ситуаций (Case Studies). В этом году команда студентов КБШ заняла 1-ое место по анализу бизнес-ситуаций на английском языке, а команда студентов ВШБ МГУ прошлым летом заняла 1-ое место в международной деловой игре по вопросам управления (Global Management Game) среди команд бизнес-школ Японии, Кореи и Китая.
В нашем приложении мы попытались более детально представить особенности школ бизнеса.