• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Где учиться бизнесу Получить бизнес-образование сегодня может и вчерашний школьник, и топ-менеджер корпорации

Еженедельный журнал. 2003. № 23. 16 июня

..."В бизнесе могут добиться успеха люди с разным высшим образованием, - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Например, выпускник мединститута может заняться медицинским бизнесом, получив дополнительное образование в бизнес-школе. Прямая дорога в бизнес у выпускников вузов не только по специальности "менеджмент", но и у экономистов, финансистов, юристов, психологов. Они могут работать функциональными специалистами в организациях бизнеса, и из них нередко получаются хорошие менеджеры"...

Сегодня в России нет общепринятого определения бизнес-школы. Чаще всего так называют подразделения университетов или самостоятельные учебные заведения, где дают постдипломное образование, в частности обучают по программам МВА (Master of Business Administration). Однако в последние пять-семь лет учебные заведения, традиционно специализировавшиеся на обучении слушателей (студентов постдипломных программ принято называть именно так), стали обучать и студентов по программам первого высшего образования.

АБИТУРИЕНТУ НА ЗАМЕТКУ
Семнадцатилетних абитуриентов можно встретить в Академии народного хозяйства, где прежде учились только управленцы с опытом работы; набор студентов ведут факультет финансов и банковского дела, Институт бизнеса и делового администрирования и другие подразделения. Еще в 1995 г. прием студентов начала Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", и сегодня здесь обучают по наиболее востребованным специализациям: "электронный бизнес и право" (специальность "маркетинг"), "международные корпоративные финансы" ("финансы и кредит"), "управление международной торговлей и коммерческое право" ("менеджмент организации").
Помимо российских программ высшего образования, в "МИРБИСе" есть программы "двойного диплома": получив диплом бакалавра, студент едет в один из британских университетов-партнеров - London Metropolitan University или Middlesex University. Там он в течение года учится на магистра (Master of Arts), затем возвращается в Россию, где получает еще и отечественный диплом специалиста. Для этого надо сдать несколько экзаменов, пройти практику и защитить дипломную работу.
Новинка нынешнего сезона - набор выпускников средних школ на специальности "маркетинг" и "менеджмент" в Институте экономики и финансов "Синергия", также традиционно обучавшем взрослых (и "МИРБИС", и "Синергия" работают в стратегическом партнерстве с РЭА имени Плеханова). "Первое высшее образование в бизнес-школах-основа для непрерывного бизнес-образования, - считает ректор "Синергии" Михаил Иоффе. - Получив диплом о высшем образовании, студенты продолжат обучение по программе МВА, будут время от времени возвращаться в альма-матер на краткосрочные курсы. Ведь знания в области бизнеса нуждаются в постоянном обновлении".
Тем не менее в утвержденном Минобразования перечне специальностей, по которым могут обучать российские вузы, специальности "бизнес" нет. Елена Лобанова, декан Высшей школы финансового менеджмента Академии народного хозяйства (школа предлагает только постдипломное обучение), объясняет это тем, что бизнес - многогранное понятие, которое нельзя "втиснуть" в образовательный стандарт. А Эдвард Гойзман, ректор Института бизнеса и экономики (совместная с американцами программа МВА), наоборот, утверждает, что бизнес - такая же комплексная дисциплина, как, например, кибернетика или прикладная математика, преподаваемые в вузах. И обучение бизнесу - дисциплине, появившейся на стыке экономики, управления, финансов, психологии и других наук, - вполне можно ввести как направление высшего образования: существуют же в американских университетах наряду с МВА программы ВВА (бакалавр делового администрирования).
"В бизнесе могут добиться успеха люди с разным высшим образованием, - говорит ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. - Например, выпускник мединститута может заняться медицинским бизнесом, получив дополнительное образование в бизнес-школе. Прямая дорога в бизнес у выпускников вузов не только по специальности "менеджмент", но и у экономистов, финансистов, юристов, психологов. Они могут работать функциональными специалистами в организациях бизнеса, и из них нередко получаются хорошие менеджеры".

МАСТЕР-БИЗНЕСМЕН
Из всех постдипломных программ подготовки бизнесменов сегодня наиболее популярна МВА (она рассчитана на 1000 академических часов: полтора года обучения на дневном отделении, два-на вечернем и очно-заочном). Одна из причин - раскрученность бренда. Начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) Алексей Ончуков называет три особенности развития российских программ МВА. Во-первых, наконец-то сформировался контингент слушателей: на МВА записываются не безработные и клерки, как в начале 90-х, а менеджеры среднего звена и высшие руководители, рассматривающие образование как условие карьерного роста. Во-вторых, на программы МВА в ведущих бизнес-школах появился конкурс. В-третьих, изменилась мотивация слушателей: они идут не за "корочкой" и не за направлением на работу, а за знаниями, навыками, деловыми связями.
Среди слушателей ВШМБ 30%-генеральные директора компаний, 33%-другие топ-менеджеры (коммерческие, финансовые, исполнительные директора, главные бухгалтеры), 18%-начальники управлений. Возраст 35% слушателей-до 30 лет, 48% - от 30 до 40 лет, 17% - старше 40 лет. ВШМБ - самая большая российская школа бизнеса: в этом году по программе МВА здесь обучается около 600 человек. Дипломы этой школы имеют менеджеры многих известных компаний, в том числе "Газпрома", ЛУКОЙЛа, "Моторолы", Hewlett Packard .Осенью прошлого года конкурс в ВШМБ составлял два человека на место.
Программы МВА в России создавались с учетом американского и европейского опыта. Некоторые разработаны при участии зарубежных бизнес-школ (пусть не из первой десятки, но имеющих и национальное, и международное признание). Например, МВА Института бизнеса и экономики, созданная совместно с Калифорнийским университетом в Хейварде, аккредитована Американской ассоциацией бизнес-школ (AACSB), признающей далеко не каждую программу в самих Штатах. В 1999г. МВА Института бизнеса и экономики (обучение проходит в Москве, половину курсов читают российские преподаватели, половину-американские) заняла первое место в рейтинге аналогичных программ российских бизнес-школ. Исследование (в отличие от многих других) действительно было независимым: его проводил экспертный совет Министерства образования РФ.
Выпускника Института бизнеса и экономики ректор Эдвард Гойзман описывает так: "Это высокообразованный человек, очень хорошо ориентированный в современных жизненных условиях и особенно в экономической среде. Прагматик, а не романтик, весьма коммуникабельный, хорошо владеющий английским. Цель его деятельности отнюдь не деньги, а самовыражение (но деньги должны соответствовать его успеху). Он может работать не только в России, но и на Западе. Продвинутый пользователь компьютера. Ему доступны все современные виды досуга (отдых за рубежом, фитнес-клуб, рестораны). К сожалению, он не так много читает. Хуже, чем мое поколение, знает литературу, музыку, живопись. Впрочем, я нередко встречаю своих выпускников в театрах".
Многие российские школы бизнеса, создавая оригинальные программы МВА, сотрудничают с иностранными партнерами и дают своим слушателям возможность получить еще и зарубежный диплом. В Высшей коммерческой школе при Минэкономразвития можно получить диплом Executive МВА французского института IЕМI, основанного Пьером Карденом. В школе бизнеса "МИРБИС" в дополнение к российскому предлагают британский диплом МВА. "Англичане предъявляют очень высокие требования к дипломным проектам и иногда по два-три раза отправляют их на доработку, - говорит проректор "МИРБИС" Татьяна Иванищева. - Их не интересует изложение теории. Слушатель должен доказать, что за время учебы он научился решать практические проблемы бизнеса". О жестком контроле со стороны американских профессоров говорит и Эдвард Гойзман.
Отдельные российские программы МВА аккредитованы престижными зарубежными организациями. Так, программу МВА Высшей коммерческой школы аккредитовал Европейский совет по бизнес-образованию, а престижная британская ассоциация бизнес-школ АМВА признала программу МВА Института экономики и финансов "Синергия". "Чтобы дать нам аккредитацию, британские эксперты анализировали учебные планы и оценивали знания студентов, - рассказал ректор "Синергии" Михаил Иоффе. - Для нас это было хорошим стимулом, чтобы приблизить программу к мировым стандартам".
Большинство МВА в российских бизнес-школах считаются дженералистскими, то есть выпускают менеджеров широкого профиля. Тем не менее в рамках этих программ зачастую имеется большой набор специализаций (складывающихся обычно из курсов по выбору) - от "управления медицинским бизнесом"
("МИРБИС") до "менеджмента футбольной индустрии" ("Синергия"). Институт проблем управления новой экономикой Государственного университета управления (ГУУ) предлагает в рамках МВА специализации "корпоративное управление и корпоративные финансы", "измерение стоимости и управление в интересах компании". Высшая коммерческая школа в новом учебном году планирует открыть специализацию "политология и управление". Некоторые бизнес-школы традиционно занимаются конкретными направлениями бизнеса - например. Высшая школа финансового менеджмента готовит по программе МВА топ-менеджеров, отвечающих в компании за финансы.
Непременные составляющие программы МВА - это наука об экономике и менеджменте, опыт практического бизнеса и современные образовательные технологии. В этом смысле показательна программа МВА Института проблем управления новой экономикой ГУУ. Этот институт возглавляет академик РАН Дмитрий Львов, руководят кафедрами академики, возглавляющие ведущие экономические институты РАН (всего 10 академиков и членов-корреспондентов РАН). Слушателей МВА в ГУУ обучают и ученые-экономисты, и профессиональные преподаватели, и преуспевающие бизнесмены-практики.
Есть, впрочем, еще один важный фактор: МВА не просто учеба, но и "тусовка": слушатели учатся друг у друга. Бывает, что однокашники даже организуют коллективный бизнес. Так, выпускницы Высшей коммерческой школы открыли большой фитнес-центр. А выпускники Института бизнеса и экономики создали компанию по бизнес-консалтингу, которую так и назвали - Alumni (по-латыни - выпускники).

НЕ МВА ЕДИНОЙ
Несмотря на все достоинства, МВА далеко не единственная форма постдипломной подготовки для работы в бизнесе. Есть и другие разновидности программ: второе высшее образование и магистратура по специальностям экономического и управленческого блока, профессиональная переподготовка (в среднем 500 академических часов), повышение квалификации (не менее 72 часов) и краткосрочные тренинги.
"Второе высшее образование рассчитано на тех, кто работает по специальности, не имея, как правило, соответствующего образования. Например, дипломированный инженер работает бухгалтером, и ему необходимо получить образование по специальности "бухгалтерский учет, анализ и аудит", - говорит первый проректор Московского международного института эконометрики, информатики, финансов и права Владимир Леднев. "Тому, кто не является руководителем, но хочет учиться на МВА только потому, что это модно, мы советуем получить второе высшее образование по экономике, менеджменту или финансам, - говорит проректор "МИРБИС" Татьяна Иванищева.
Как правило, второе высшее образование можно получить за 3-3,5 года (часть курсов перезачитывают на основании первого диплома), причем занятия обычно проходят в вечернее время и по субботам. Здесь популярен блочно-модульный принцип изучения дисциплин: слушатели одновременно осваивают не десяток предметов, как студенты, получающие первое образование, а три-четыре. Во вторник - маркетинг, в четверг - менеджмент, в субботу - банковское дело и управление персоналом. Сдают зачет - приступают к другим дисциплинам.
Елена Лобанова рассказывает, как однажды на установочной лекции по специальности "финансы и кредит" она заметила нетипичных слушателей - "накачанных", с бритыми затылками и в черных кожанках (типичными считаются интеллигенты в очках). "Я им сказала: "Если вы хотите купить диплом, то пришли не по адресу; лучше поищите бизнес-школу попроще и подешевле", - вспоминает Елена Николаевна. - А они насупились и говорят: "Нет, мы по адресу: учиться хотим, потому что завод купили".
Магистратуру по экономическим и управленческим специальностям (как правило, срок обучения - два года) не следует путать с программами МВА. Магистратура рассчитана на подготовку не столько менеджеров, сколько аналитиков (слушателям предлагают больше теоретических дисциплин в форме лекций). Магистерские программы, на которые могут поступать выпускники других вузов, есть, к примеру, на экономическом факультете МГУ и в Высшей школе экономики. Реже магистратуры открываются в бизнес-школах - например, магистратура по финансовому менеджменту есть в Высшей школе финансового менеджмента. "Синергия" предлагает дистанционную программу университета Дарема (Великобритания), по окончании которой выдаются российский и британский дипломы магистра менеджмента.
Хорошей альтернативой МВА-для тех, кто хочет сэкономить время и деньги, но тем не менее поучиться бизнесу, - являются программы профпереподготовки, рассчитанные, как правило, на один год. Например, в Высшей школе международного бизнеса в этом году открывается программа "Менеджмент: торговля и сфера услуг", адресованная руководителям и ведущим специалистам торговых компаний (она "выросла" из другой программы ВШМБ "Эффективный торговый менеджер" - трехмесячного повышения квалификации; многие слушатели говорили, что трех месяцев им оказалось маловато). "МИРБИС" предлагает, в частности, программу профпереподготовки "Системный анализ и управление проектами в бизнесе", рассчитанную на тех, кому не хватает знаний в области бизнес-аналитики.
Наконец, программы повышения квалификации дают еще более узкую специализацию и обычно длятся от недели до трех-четырех месяцев. Здесь спектр огромен: от комментариев к последним инструкциям по уплате налогов до тренингов эффективных коммуникаций. Институт "Синергия" устраивает семинары для менеджеров футбольных клубов, в том числе и с выездом за рубеж (в Ливерпуле обучение проводят британские специалисты в области футбольного бизнеса). Много краткосрочных программ предлагает Высшая коммерческая школа, где занятия ведут преподаватели с большим опытом работы в бизнесе. Например, проректор ВКШ Сергей Скосарев, возглавлявший службу персонала в компании "Вымпелком" ("Би-Лайн"), ведет 10-дневную программу "Управление персоналом".
На краткосрочных программах специализируется школа менеджеров "Арсенал". Ее "фирменное блюдо" - тренинги сроком от одного до четырех дней по различным аспектам ведения бизнеса для собственников компаний, топ-менеджеров и управленцев среднего звена. "Арсенал" знаменит также двух- и трехмесячными курсами для менеджеров продаж и экспертов по недвижимости. На них можно поступить, даже не имея опыта работы, но через конкурсный отбор. Учеба представляет собой постоянный тренинг, цель которого - выработать навыки продаж. Успешно завершившим учебу гарантировано трудоустройство. Выпускной экзамен слушатели сдают комиссии, состоящей из работодателей, по его результатам получают приглашения на работу.

ТРЕНИНГ ДЛЯ ВАШЕЙ КОМПАНИИ
Корпоративное обучение - программы для сотрудников одного предприятия - в России давно не новость. Наиболее популярны корпоративные курсы повышения квалификации, реже встречаются программы профпереподготовки, совсем редкость - корпоративные программы МВА (их предлагают Высшая школа финансового менеджмента АНХ, Высшая коммерческая школа, "МИРБИС", Институт экономики и финансов "Синергия").
Бизнес-школы обучают персонал не только отдельных предприятий, но и больших корпораций-как частных, так и государственных. Например, Высшая коммерческая школа объявлена базовым учебным заведением РАО "Бумпром" (предприятия лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности). Академия народного хозяйства и Высшая школа экономики обучают, в частности, работников региональных отделений Центробанка. В АНХ с ними работает факультет финансов и банковского дела, обучение ведется по программе профпереподготовки "Куратор коммерческого банка - банковский менеджер". "Суть этой программы - подготовка банковских менеджеров нового поколения, обладающих специальными знаниями и навыками управления в коммерческом банке в соответствии с международными стандартами", - рассказывает декан факультета Седа Насибян.
Основной акцент в обучении делается на приобретении слушателями практических навыков управления банком. Для этого используется тренинговая программа Bank Exec International, разработанная Американской банковской ассоциацией и применяемая для подготовки банковских и финансовых менеджеров в 15 странах мира. Тренинги по этой программе ведут специалисты во главе с проректором АНХ Андреем Волковым, прошедшие специальное обучение в зарубежных бизнес-школах.
Последний аккорд - презентация выпускных работ на заседании государственной аттестационной комиссии, которую возглавляет первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов. Программу высоко оценивают и руководители АНХ (см. интервью профессора Владимира May), и руководители ЦБ. Факультет финансов и банковского дела в будущем планирует обучать по ней сотрудников коммерческих банков.

Игорь ДЕРГУНОВ, управляющий директор банка "МЕНАТЕП СПб", выпускник программы МВА Института бизнеса и экономики и Калифорнийского университета Хейвард:
- В 80-е годы я окончил Институт народного хозяйства имени Плеханова и в постсоветский период осваивал основы бизнеса самостоятельно. В начале 90-х можно было обойтись и без диплома МВА: выпускники бизнес-школ, обученные по западным стандартам, плохо приживались в российских компаниях. Но постепенно таких специалистов становилось все больше, сегодня они носители новой корпоративной культуры. Я думал о том, чтобы поехать учиться в Гарвард или Уортон, но, во-первых, для этого надо быть помоложе, а во-вторых, уезжать из России на два года обидно - бизнес здесь развивается слишком динамично. И в 1999 г. я поступил в Институт бизнеса и экономики, который предлагает российско-американскую программу МВА. Институт я нашел по рекомендациям друзей, которые там учились. Нужно было сдать вступительные экзамены по математике, английскому и пройти собеседование. Отбор был довольно жесткий: для поступления здесь недостаточно заплатить деньги. Пришлось подучить английский. Учебу на вечернем отделении очень трудно совмещать с работой. Я тогда работал советником председателя правления инвестиционного банка "Русские инвесторы"; мне приходилось каждый вечер в половине шестого ехать на занятия. И на работе, и в институте нужно было чем-то жертвовать, потому что успеть везде просто невозможно. Бывало, по ночам делал домашние задания. Образование для меня-это в первую очередь инвестиция в собственное будущее. Ведь МВА сегодня - общепризнанный бренд, к тому же при обучении в бизнес-школе очень важно общение с менеджерами из разных сфер бизнеса. Все эти люди пошли учиться, чтобы изменить свою жизнь. МВА дает человеку некий "драйв", стимул к развитию. За несколько месяцев до окончания учебы мне предложили перейти на работу в банк "МЕНАТЕП СПб", и я согласился. Если бы не "драйв", полученный на программе МВА, я не стал бы заниматься новым и, как оказалось, весьма перспективным проектом.

* * *
Наина АРУТЮНОВА, слушатель программы МВА Института проблем управления новой экономикой Государственного университета управления:
- Первое образование у меня техническое - в 1987 г. я окончила МАИ по специальности "системы приборов летательных аппаратов". Работала в туризме, рекрутинге. В конце 90-х я стала заместителем гендиректора, а затем и гендиректором "Компании КАСКАД-ВИА", производящей пластиковые окна. В октябре прошлого года начала учиться по программе МВА в Государственном университете управления. Выбрала эту программу потому, что меня привлекла ее "российская специфика". Я узнала, что там учатся в основном менеджеры, работающие в отечественных фирмах, что на занятиях разбирают много ситуаций из практики российских компаний. На мой выбор повлияло и то, что на презентации программы преподаватели не пытались заманить нас в университет любыми способами - в частности, не обещали решить все наши проблемы.
Из учебных предметов мне особенно интересны маркетинг, информационные технологии в бизнесе, стратегический менеджмент. Как оказалось, ошибки, которые я совершала, руководя фирмой, были вполне типичными. Например, из курса стратегического менеджмента я узнала, что не следует проводить изменения в компании, не имея стратегии ее развития. А занятия по информационным технологиям помогли мне создать на фирме корпоративную информационную систему. Преподаватели очень внимательно относятся к слушателям, охотно консультируют по проблемам бизнеса и реагируют на все пожелания по организации учебного процесса. Я замечаю, что многие сотрудники компаний, производящих пластиковые окна, идут учиться в бизнес-школы. Наверное, это типично и для других сфер бизнеса - со мной в группе учатся менеджеры книжных издательств, фитнес-клуба, фирмы, торгующей кондитерскими изделиями. Для одних особенно важен госдиплом МВА, для других-советы преподавателей. Для меня важен еще и обмен опытом. Я получаю много деловой информации, общаясь с однокурсниками: узнаю, как устроен их бизнес, с какими проблемами они сталкиваются.