• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Управляющий совет: какие полномочия ему дать?

Учительская газета. 2003. № 25. 17 июня

6 июня состоялось заседание Координационного совета Минобразования РФ, который рассмотрел вопрос "Об усилении общественного участия в управлении школой".
...Министр образования Владимир Филиппов и его заместители Виктор Болотов и Елена Чепурных, руководители Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и Лев Якобсон, директор столичного Центра образования Ефим Рачевский, Анатолий Пинский, который выступил с основным докладом, другие члены совета высказывали свою точку зрения на процедуру формирования общественного органа управления в образовательном учреждении, его полномочия и взаимодействие с учредителем, возможность участия детей в управляющем совете. И пока не всегда приходили к общему знаменателю...

6 июня состоялось заседание Координационного совета Минобразования РФ, который рассмотрел вопрос "Об усилении общественного участия в управлении школой". На нем были рассмотрены Основные положения по формированию, функциям и деятельности советов общеобразовательных учреждений. Они представляют собой нормы, которые после обсуждения и внесения уточнений, дополнений и изменений должны будут войти в Закон РФ "Об образовании", иные федеральные законы, а также в Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

Предложенный проект "Основных положений" является отправной точкой для создания нормативно-правовой базы деятельности школьных советов. Однако многие из пунктов этого документа, подготовленного представителями рабочей группы Минобразования и педагогической общественности во взаимодействии с депутатами Государственной Думы, на сегодняшний день еще открыты для разных вариантов решений и дискуссии. Это показало и обсуждение, развернувшееся на Координационном совете.
Министр образования Владимир Филиппов и его заместители Виктор Болотов и Елена Чепурных, руководители Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов и Лев Якобсон, директор столичного Центра образования Ефим Рачевский, Анатолий Пинский, который выступил с основным докладом, другие члены совета высказывали свою точку зрения на процедуру формирования общественного органа управления в образовательном учреждении, его полномочия и взаимодействие с учредителем, возможность участия детей в управляющем совете. И пока не всегда приходили к общему знаменателю.
Много говорилось о том, что создание советов общеобразовательных учреждений и наделение их реальными полномочиями должно быть проявлением демократизации общества. Однако, с одной стороны, опасность в том, чтобы это не стало фикцией, а с другой - нельзя допустить ситуацию необоснованных действий общественного совета. Как этого добиться?
Вопросов очень много, и дискуссия пока далека от завершения.
Владимир Филлипов как председатель Координационного совета предложил рабочей группе по подготовке Основных положений переработать поступившие замечания и через месяц представить новый вариант Положения по формированию, функциям и деятельности советов общеобразовательных учреждений с разбивкой по документам: что пойдет к поправкам к законам, что - в типовое положение о школе, что - в рекомендации.
Мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с проектом, представленным 6 июня, и высказать свое мнение по тем или иным положениям.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ, ФУНКЦИЯМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
А. Общие положения
1. В целях реализации права родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении государственным (муниципальным) образовательным учреждением, а также для организации общественного контроля за его деятельностью создается (образуется) совет общеобразовательного учреждения.
2. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) в каждом государственном (муниципальном) общеобразовательном учреждении с числом обучающихся не менее пятидесяти.
Порядок участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) в управлении государственным (муниципальным) общеобразовательным учреждением с числом детей менее пятидесяти, а также порядок осуществления общественного контроля за деятельностью таких учреждений определяется в типовых положениях об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
3. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.
Б. Положения о составе совета
1. Количественный состав совета общеобразовательного учреждения определяется в уставе соответствующего общеобразовательного учреждения и не может быть меньше 9 и больше 21 человека. Уставом общеобразовательного учреждения определяются также другие процедурные вопросы, в частности: срок полномочий избранных и кооптированных членов совета: процедура избрания и кооптации; момент, с которого совет считается созданным и приступает к исполнению своих обязанностей.
2. В состав совета общеобразовательного учреждения входит представитель (доверенное лицо) учредителя общеобразовательного учреждения.
3. Руководитель общеобразовательного учреждения является членом совета по должности. Руководитель общеобразовательного учреждения не может быть избран председателем совета общеобразовательного учреждения.
4. Членами совета общеобразовательного учреждения могут быть:
- родители (законные представители) обучающихся (воспитанников);
- педагогические работники данного общеобразовательного учреждения ;
- выпускники, окончившие данное общеобразовательное учреждение:
- работодатели, чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено;
- граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования.
5. Члены совета общеобразовательного учреждения из числа родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) всех ступеней общего образования избираются общим собранием (конференцией) родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников).
Родители (законные представители) обучающихся (воспитанников) участвуют в выборах по принципу одна семья (полная или неполная) - один голос, независимо от количества детей данной семьи, обучающихся в данном общеобразовательном учреждении.
Количество членов совета общеобразовательного учреждения, избираемых из числа родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников), не может быть меньше одной трети и больше половины общего числа членов совета.
6. Члены совета общеобразовательного учреждения из числа работников общеобразовательного учреждения избираются общим собранием (конференцией) работников данного образовательного учреждения.
Количество членов совета общеобразовательного учреждения из числа работников общеобразовательного учреждения не может превышать одной четверти общего числа членов совета.
7. Приступивший к осуществлению своих полномочий совет общеобразовательного учреждения вправе кооптировать в свой состав представителей работодателей, выпускников данного образовательного учреждения, а также граждан, известных своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования. .
8. Члены совета общеобразовательного учреждения работают на общественных началах.
В. Положения об основных функциях и деятельности совета
1. Совет общеобразовательного учреждения:
а) принимает изменения и дополнения к уставу общеобразовательного учреждения и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения:
б) определяет (в пределах лицензионных нормативов) количество обучающихся (воспитанников), подлежащих приему в общеобразовательное учреждение;
в) рассматривает апелляции на отказ в приеме детей в общеобразовательное учреждение;
г) принимает правила внутреннего распорядка для обучающихся (воспитанников);
д) принимает решение об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения и информирует о принятом решении органы местного самоуправления;
е) утверждает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования (по представлению руководителя общеобразовательного учреждения,
после одобрения педагогическим советом общеобразовательного учреждения);
ж) утверждает план (программу) развития общеобразовательного учреждения (по представлению руководителя образовательного учреждения);
з) утверждает по согласованию с органами местного самоуправления годовой календарный учебный график;
и) устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения, в том числе продолжительность учебной недели (пятидневная или шестидневная), время начала и окончания занятий; принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды для обучающихся и педагогических работников:
к) в установленном порядке ходатайствует о награждении и поощрении работников общеобразовательного учреждения; л) дает согласие на сдачу в аренду образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности;
м) принимает положение о дополнительных платных образовательных услугах общеобразовательного учреждения (в том числе об их цене и о предоставлении льгот);
н) рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
о) заслушивает отчет руководителя общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового года;
п) образует комиссию по проведению конкурса на замещение должности руководителя образовательного учреждения, проводит упомянутый конкурс и подводит его итоги, представляя учредителю кандидатуру руководителя общеобразовательного учреждения для назначения. Учредитель вправе отклонить представленную советом кандидатуру только в случае нарушения процедуры проведения конкурса; ;
р) ходатайствует перед учредителем общеобразовательного учреждения о досрочном расторжении трудового договора с руководителем общеобразовательного учреждения при наличии оснований, предусмотренных трудовым законодательством;
с) рассматривает и (или) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения.
2. Представители совета общеобразовательного учреждения (из числа членов, не являющихся работниками данного учреждения) принимают участие в работе комиссий по лицензированию и аттестации данного образовательного учреждения.
3. Заседания совета общеобразовательного учреждения проводятся не реже одного раза в три месяца.
4. Совет общеобразовательного учреждения ежегодно отчитывается в своей работе перед совместным собранием родителей (законных представителей) обучающихся и работников общеобразовательного учреждения.