• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученикам смогут выбирать школьные предметы... В Перми проводится эксперимент по введению профильного образования

Комсомольская правда (Пермь). 2003. № 116. 1 июля

Эксперименты в области образования для Перми - не новость. Самый злободневный - профильное обучение. Для подавляющего большинства горожан оно пока остается тайной за семью печатями. Учителя, преподаватели вузов, чиновники от образования, представители ряда общественных организаций на днях собрались в школе № 151, чтобы обсудить, что из себя должна представлять новая форма обучения.

Эксперименты в области образования для Перми - не новость. Самый злободневный - профильное обучение. Для подавляющего большинства горожан оно пока остается тайной за семью печатями. Учителя, преподаватели вузов, чиновники от образования, представители ряда общественных организаций на днях собрались в школе № 151, чтобы обсудить, что из себя должна представлять новая форма обучения.
- Очень важно, что образование впервые заговорило о своих содержательных проблемах с горожанами, - рассказала заместитель директора Центра развития образования Перми Ольга Таизова. - Мы планировали провести общественную экспертизу проектов. На самом деле получились, скорее, слушания. Мы звали депутатов, но далеко не все из них откликнулись. Отправляли приглашения работодателям - они тоже не пришли. Явную заинтересованность проявили разве что представители педагогического и классического университетов. Общество оказалось не совсем готово к конструктивному обсуждению подобных проблем. Не нужно лишний раз напоминать, что образование формирует будущее общество. Профильное обучение - это учеба в рамках избранного направления, формирующая специфическое мышление и дающая возможность продолжения образования в техникумах и вузах.
- Профильное образование появится наряду с теми формами, которые уже существуют, - пояснила Ольга Таизова, - гимназиями, общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов. Профильное обучение в Перми есть в лицеях. В некоторых школах существуют профильные классы, где ученики углубленно изучают два-три взаимосвязанных между собой предмета. Однако сейчас старый термин приобретает новое звучание. Ставится вопрос о создании профильных школ. Новая система подразумевает не только углубленные занятия, скажем, физикой или математикой. Речь идет о введении так называемых элективных курсов - то есть курсов по выбору ученика.
В целом задача ставится глобальная - создать условия для того, чтобы раскрыть способности ребенка в том направлении, которое он выберет. Самое главное слово в профильном обучении - выбор. Ответственность за него несут и ребенок, и его родители. В рамках профильной школы ученик не будет одинаково изучать все предметы.
- Я думаю, что профильная школа нужна государству для того, чтобы человек сразу включался в деятельность, - считает Ольга Таизова. - Выпускники институтов не всегда востребованы на рынке труда. Наши вузы зачастую ориентированы на подготовку интеллигентов, а не практических профессионалов. Государство говорит: "Надо смотреть не только на вузы, но и на школы". Что сейчас получается? Школьники знают, как движется ток, но не могут починить розетку. Профильное обучение должно давать хорошую теоретическую подготовку, потому что ученику нужно сдавать ЕГЭ, особенно это касается части С, где она как раз и понадобится в полной мере. С другой стороны, оно обязано научить школьника применять знания на практике.
Тем не менее профильное образование не должно сводиться к подготовке школьников к сдаче ЕГЭ или поступлению в вузы. А такая опасность существует. Есть и еще одна проблема. Как бы не сократить до минимума общеобразовательные предметы. Не может ли случиться так, что, например, ребенок, который учится в математическом классе, будет плохо знать литературу?
- Не дай бог, нам потерять непрофильные предметы! - считает Ольга Таизова. - Мы для того и хотим провести эксперимент в Перми, попробовать, чтобы не допустить каких-то перекосов, ошибок. Уже сейчас в федеральном эксперименте по введению профильного обучения участвуют лицеи №№ 2, 4, школы №№ 61, 102, 28. Есть учебные заведения, которые в том или ином виде хотят ввести подобную систему, например, школы №№ 109, 10, 14, 31, 44, 151, лицей № 8. Насколько школы готовы к введению профильного обучения? В разной степени. Однозначно вам ни в одной не скажут, что коллектив готов прямо сейчас выдать программу.
Профильное образование планируется вводить в 10-11-х классах. Существует и такое понятие, как пред профильное обучение. Именно на этом этапе ребенок может выбрать те предметы или направление, которые его особенно интересуют, попробовать, подходят ли они ему, может подготовиться к поступлению в старшую школу. Элективные курсы, по мнению педагогов, должны появляться только в 9-м классе. Это так называемые "пробники", чтобы у школьника был шанс передумать. Предпрофильную подготовку собираются вводить лицей № 8, школа № 14.
- Проблема не в том, что ребенок слишком много занимается, а в том, интересно ли ему учиться, - говорит Ольга Таизова. - В школе № 109 есть проектные мастерские. Дети с удовольствием занимаются дополнительно по 3-4 часа, потому что для них это важно, они потом сами ведут урок. Когда предмет интересен, ребенок занимается с удовольствием.