• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Собери коллекцию дипломов

Куда пойти учиться. 2002. № 49. 12 ноября

О программе двойного диплома я узнала во время поступления в Государственный университет - Высшую школу экономики (ГУ-ВШЭ). Оказалось, при нем создан Международный институт экономики и финансов (МИЭФ). И там можно получить кроме российского диплома Лондонской школы экономики. Я загорелась этой идеей. Но сначала нужно было успешно сдать вступительные экзамены в вуз, затем отучиться год. И только после этого подходит время поступления в Лондонскую школу экономики.

ПЕРВЫЕ ШАГИ
О программе двойного диплома я узнала во время поступления в Государственный университет - Высшую школу экономики (ГУ-ВШЭ). Оказалось, при нем создан Международный институт экономики и финансов (МИЭФ). И там можно получить кроме российского диплома Лондонской школы экономики. Я загорелась этой идеей. Но сначала нужно было успешно сдать вступительные экзамены в вуз, затем отучиться год. И только после этого подходит время поступления в Лондонскую школу экономики. Мне, как человеку с математическим складом ума, я считаю, повезло. Экзамены проводились в виде тестов. Их было четыре: математический анализ, микро-, макро- экономика и статистика. Если первых трех я получила представление еще в школе, то статистика - принципиально новый предмет. Поэтому, наверное, этот экзамен оказался самым сложным. Вообще, чтобы сдать любой тест, одной только зубрежки недостаточно. Все задачи - нестандартные, нужно тут же изобретать пути их решения.
В основе зарубежного образования - самостоятельная работа. Сдать внешние (лондонские) экзамены, просто посещая лекции и семинары, невозможно. Большой плюс: обучение основывалось на первоисточниках. Учебники были только на английском языке. Немалую трудность представляли для меня гуманитарные предметы. Особенно социология. Мы читали сочинения ученых, анализировали, сопоставляли разные теории. Учились составлять опросники, правильно задавать вопросы, делать репрезентативные выборки. Проводили и социологические опросы. Например, моя тема звучала так: "Роль женщины в современном секторе бизнеса". Заканчивался курс серьезным экзаменом.В российской программе гуманитарных предметов тоже хватало. Например, очень нелегко получить пятерку по истории экономической мысли. Но все же наши экзамены пережить проще. Во-первых, можно пересдать. Во-вторых, "своих" преподавателей не так боишься. Первое время именно к ним мы часто обращались с вопросами.
Англичан, особенно вначале, понимали с трудом. Зато они лучше знают тонкости сдачи внешних экзаменов, программу Лондонской школы экономики.
На старших курсах я выбрала направление "банковское дело и финансы". По нему читали всего 4 специализированных курса, но очень объемных. Эта тема мне интересна, и проблем не возникало.

ДВОЙНАЯ НАГРУЗКА
В год мы сдавали четыре сессии. В конце октября и марте-апреле проводились пробные экзамены по пройденным темам. В январе - обычная "российская" сессия, в мае - итоговая. Зимние каникулы у нас были короче, летние - длиннее.
Каждая сессия включала пять-шесть экзаменов. И никаких традиционных зачетов. Даже по так называемому дифференцированному зачету отметка заносилась в диплом.
Вообще, вся система обучения "привязана" к лондонской программе. Поэтому диплом по российской я писала параллельно с обучением, а потом и экзаменами. После их сдачи у меня оставалось только две недели, чтобы его закончить.
Я получила диплом с отличием первой степени. И продолжаю учебу по магистерской программе в ГУ-ВШЭ. А в МИЭФе теперь преподаю сама.