• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В начальной школе отменят оценки и домашние задания

КоммерсантЪ. 2003. № 141. 9 августа

..."Глупо снижать отметки за медлительность, плохую память или помарки в тетрадях, - считает директор авторской школы Анатолий Пинский. - Мы даже отменили понятие „каллиграфия" . Почерк - такая же индивидуальная вещь, как отпечатки пальцев". Идею четырехлетки господин Пинский считает оправданной: "Среднюю школу вообще нужно сокращать. Это самый немотивированный период обучения. В старшей школе дети готовятся к вузу или работе, в младшей учатся письму, чтению и счету. А в средней учат множеству предметов, смысл которых не всем понятен. В этом возрасте дети теряют интерес к учебе, выходят на улицы. Поэтому логичнее продлить детям школьное детство, атмосферу заинтересованности в учебном процессе. Не случайно на Западе в младшей школе учат пять-шесть лет"...

С нового учебного года все российские школьники станут учиться в младшей школе четыре года вместо трех, сообщили „Ъ" в Министерстве образования. Первоклассникам по новым правилам не будут ставить отметок и задавать домашних заданий.

Перевести младшую школу на четырехлетку пытались еще два года назад. Однако во многих регионах из-за нехватки учебников и школьных помещений детей по-прежнему учили три года. Чтобы выравнять образовательные программы разных школ, дети, закончившие трехлетку, "перепрыгивали" из третьего класса в пятый. По словам заместителя начальника управления общего образования Светланы Ивановой, "с 2001 года министерство запретило набор в трехлетнюю младшую школу, но директора все равно работали по старым программам. К счастью, дети, обучавшиеся по этим программам, уже закончили младшую школу, и нового набора не будет".
Новая форма обучения прежде всего коснется первоклассников - им не будут задавать домашних заданий и ставить отметок. "Поскольку в школу по новым правилам принимают шестилеток, требования к ним пришлось изменить, - объясняет главный специалист отдела начальной школы Минобразования Елена Восторгова. - В специальном письме министерства оговаривается, что в первом классе запрещается использование не только балльных, но и символьных отметок. Ведь „пятерки" в школе часто заменяют „солнышком", а „двойки" - „мандаринами". По новым правилам учитель в первом классе имеет право лишь на словесную оценку, которая не ставится ни в дневник, ни в табель". В планах министерства - ликвидировать оценки с первого по четвертый класс. Такой эксперимент уже проводится более чем в 300 школах 71 региона.
"Глупо снижать отметки за медлительность, плохую память или помарки в тетрадях, - считает директор авторской школы Анатолий Пинский. - Мы даже отменили понятие „каллиграфия" . Почерк - такая же индивидуальная вещь, как отпечатки пальцев". Идею четырехлетки господин Пинский считает оправданной: "Среднюю школу вообще нужно сокращать. Это самый немотивированный период обучения. В старшей школе дети готовятся к вузу или работе, в младшей учатся письму, чтению и счету. А в средней учат множеству предметов, смысл которых не всем понятен. В этом возрасте дети теряют интерес к учебе, выходят на улицы. Поэтому логичнее продлить детям школьное детство, атмосферу заинтересованности в учебном процессе. Не случайно на Западе в младшей школе учат пять-шесть лет".
Однако не все директора школ думают, что четырехлетка улучшит младшую школу. По мнению директора Школы самоопределения Александра тубельского, новая форма обучения ничем не отличается от прежней: "Программу просто размажут на четыре года, якобы разгружая школьников. Детей в младшей школе нужно учить не дольше, а иначе. Вместо беглого чтения нужно учить ребенка понимать текст, отличать жанры, ребенок должен уметь общаться в паре и группе, он должен привыкать оценивать себя сам, не ориентируясь на мнение окружающих. Ничего подобного в новой программе четырехлетнего обучения, похоже, не будет".