• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За тремя партами посидишь Сетевое обучение позволяет совмещать занятия в нескольких школах по выбору

Российская научная газета. 2003. № 35. 17 сентября

Модель профильного обучения, переход к которому должен произойти в 2006 году, постоянно дополняется новыми деталями. В чем их суть? Рассказывает один из авторов концепции Анатолий Пинский.

Модель профильного обучения, переход к которому должен произойти в 2006 году, постоянно дополняется новыми деталями. В чем их суть? Рассказывает один из авторов концепции Анатолий Пинский.

- В 10 - 11-х классах по большинству предметов вводятся два уровня стандартов. Один из них по сравнению с действующим можно назвать упрощенным. Это - базовый стандарт. Например, математика для будущих филологов или балерин. Другой стандарт - профильный. Это - математика для будущих физиков, экономистов, математиков.
Из комбинаций базовых, профильных и элективных курсов (курсов по выбору) каждый ученик старшей школы может выстроить свой индивидуальный учебный план. Но, скорее всего, большинство школ будет предлагать каждому ученику определенный набор профильных предметов и элективных курсов по филологическому, эстетическому, экономическому, естественнонаучному и другим профилям. Подобные модели есть в большинстве стран.
- Выбрать профиль означает фактически выбрать будущий вуз. К этому шагу школьников надо готовить?
- Весной в десяти регионах России стартовал эксперимент по предпрофильному обучению. В 9-х классах учебный процесс немного перестраивается, чтобы ученик мог осознанно выбрать свой профиль. Ребенок должен быть хорошо ознакомлен с тем, чему и как учат в соседних школах. И понять: кто я сам? Для этого девятиклассникам будут предложены и профориентационные тесты, и курсы по выбору. Пока на это отводится три часа в неделю.
- Недавно впервые поднят вопрос о сетевом обучении, которое, вполне возможно, изменит образовательную карту российской провинции. Что это - новое или хорошо забытое старое?
- Предлагается организовывать профильное и предпрофильное обучение не в одной школе, а сразу в нескольких, расположенных по соседству, подключая и курсы довузовской подготовки. Так и возникает сеть.
Более того, учебные заведения, находясь за тысячи километров друг от друга, могут вести обучение дистанционно. Уже в сентябре эксперимент начнется с участием красноярцев, ижевцев, москвичей, калининградцев. К работе привлечены юристы, они должны объяснить, что надо изменить в нормативной базе.
- Значит, на практике идею сетевого обучения не так легко осуществить?
- Если следовать логике нашего законодательства, образование человек получает только в одном учреждении. Скажем, аттестат выдает ученику конкретная школа. Но вот, скажем, в 16 - 17 лет ребята занимаются автоделом в автошколе или в ПТУ четыре часа в неделю. Можно ли это приравнять к урокам технологии в школе? Если да, то как пролицензировать ПТУ или автошколу? Как удостоверить, что они реализуют часть школьной программы по предмету "технология"? Это надо решать.
Но главный барьер на пути сетевого обучения - межбюджетные отношения. Вуз и центры довузовской подготовки находятся на федеральном бюджете, школа же - на муниципальном. Спортивная школа финансируется Спорткомитетом, музыкальная - Минкультуры. Как провести финансовый зачет, чтобы деньги перебрасывались из общеобразовательной школы в музыкальную? Реформа бюджетных отношений в образовании - инструмент, который поможет внедрить идею сетевого обучения.
- Может, при сетевом обучении уже вообще не придется делить школу на профильную и обычную? Ведь при желании углубленные курсы можно, учась в своей обычной школе, посещать "на стороне"?
- Это реально. А вообще мы хотим, чтобы в эксперименте по профильной школе было больше вариантов, и потому готовы отказаться от каких-то наших позиций, если окажется, что они не работают. Вот на чем будем стоять твердо: наряду с профильными школами обязательно должны остаться и непрофильные. Имеется немало населенных пунктов, где многим родителям и детям абсолютно все равно, где и как учиться.
- Можно ли сказать, что спрос на профильную школу будет высоким только в городах?
- Идея профильной школы легче усваивается там, где больше школ, вузов, техникумов. И, с другой стороны, есть надежда, что само нововведение будет стимулировать рост конкурентности.
Один из аргументов против профильной школы таков: все это придумали в Москве, а Россия - сельская страна. Но это не соответствует действительности, ведь три четверти школьников учатся в городах. Сейчас, когда в эксперименте по предпрофильному обучению начали участвовать несколько сельских районов, наиболее интересные материалы мы получаем именно оттуда. Например, мы предложили сделать для девятиклассников информационно-образовательную карту района, где представлены все местные учебные заведения. Денег на это из федерального бюджета не выделяли. Так вот, самую первую и интересную карту прислал Крапивинский район Кемеровской области.
В июле Министерство образования направило письма в субъекты Федерации с предложением включаться в эксперимент с сентября 2004 года. Всем дали понять, что это работа за идею, на федеральные деньги рассчитывать не стоит. Пришли 52 заявки! Россия включилась в эксперимент.