• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МВА индивидуального пошива

Формула карьеры. 2003. № 10. 14 октября

...Правда, игроков на российском рынке корпоративного обучения немного, это несколько школ бизнеса: Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ (ВШМ), Банковский институт ГУ ВШЭ...
...Василий Солодков, директор программы МВА-«Финансы» Банковского института ГУ ВШЭ: «Внешторгбанк в целом устроила готовая программа. Я думаю, запрос по дополнительным темам у них возникнет по мере освоения программы сотрудниками»...
...Сергей Филонович: «С корпоративным клиентом необходимо установить интонацию партнерства: «Давайте попробуем применить наши академические знания к вашему конкретному бизнесу». То есть преподавание на корпоративной программе -это партнерская деятельность»...

Унифицированные программы МВА давно стали притчей во языцах. Выпускники западных школ бизнеса признают, что лишь треть курсов МВА-программ имеют хоть какое-то отношение к их непосредственной работе. Корпоративные программы, которые бизнес-школы готовят для конкретных компаний, - это живой союз книжной мудрости и бизнес-практики.

Проба на зуб
За последние пять лет рынок корпоративного обучения в России буквально расцвел: компании заказывают у российских школ бизнеса корпоративные программы для среднего менеджмента (резерва на повышение), реже - для топ-менеджмента. Правда, игроков на российском рынке корпоративного обучения немного, это несколько школ бизнеса: Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ (ВШМ), Банковский институт ГУ ВШЭ, Институт экономики и финансов «Синергия» (ИЭФ), Международный институт менеджмента Санкт-Петербурга (ИМИСП), Институт бизнеса и делового администрирования АНХ (ИБДА), Высшая коммерческая школа (ВКШ), Высшая школа международного бизнеса АНХ (ВШМБ), Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ), Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС» (ММВШБ). Как видим, компаниями востребованы лучшие отечественные школы. Корпоративный заказчик доверяет массовую подготовку менеджмента той школе бизнеса, которая на деле доказала свою состоятельность.
Корпоративные программы для бизнесшколы - это вопрос престижа и реальный показатель актуальности ее программ для бизнеса. Как правило, школу бизнеса своим корпорациям рекомендуют топ-менеджеры компаний, которые уже отучились в этой школе на открытой программе.
Георгий Григорян, директор по обучению холдинга «Аметист»: «Школу бизнеса для корпоративного обучения среднего и высшего уровня менеджмента выбрали высшие руководители холдинга. Ею стал ИБДА АНХ, именно на программах этого института они сами прошли профессиональную переподготовку».
Иногда удачный консалтинг, проведенный преподавателями бизнес-школы, становится стартом корпоративной учебы. Так, компания «РОСНО» выбрала ВШМ ГУ ВШЭ для обучения своих менеджеров после консалтингового проекта, выполненного деканом ВШМ Сергеем Филоновичем.
Александр Васильев, директор по управлению персоналом ЭКЗ «Лебедянский»: «Когда компании потребовалось обучить топ-менеджеров и менеджеров среднего звена, мы проанализировали несколько предложений от школ бизнеса. Остановились на ВШМ ГУ ВШЭ. На выбор повлияла не известность брэнда, а близость содержания их программы нашим задачам. Представитель школы четко объяснил, чему наши менеджеры научатся и что смогут делать после прохождения каждого модуля программы. Да и темы курсов в программе были представлены более четко, чем у других школ бизнеса».
Иногда компания пробует школу бизнеса «на зуб», заказывая ей отдельные курсы, семинары. Так, прежде чем корпорация «НИКойл» заказала Банковскому институту разработку корпоративной программы МВА, институт провел для корпорации цикл краткосрочных программ.
Первый совместный семинар для высшего руководства крупнейших газодобывающих концернов British Gas и «Газпром» ИМИСП провел еще в 1991 году. За ним последовал ряд совместных программ обучения региональных руководителей ОАО «Газпром» и немецкой компании Wintershall AG. Сегодня ИМИСП имеет долгосрочные договоры с несколькими энергетическими компаниями: МВА-«Газпром» (обучается 3-я группа), проект MBA-UTC (заключается контракт на третью группу 2003-2007 гг.).
«Короткие обучающие программы, циклы семинаров и тренингов, проведенные ИМИСП в разные годы для высшего руководства Otis Elevators, «ВымпелКом» и «Евросиб», привели к созданию трех корпоративных университетов: «Отис»-университет, Университет «БиЛайн», «Евросиб»-университет», - рассказывает Алексей Козко, директор корпоративных программ ИМИСП.

Кто куда
Ликвидация менеджерской неграмотности ведется избирательно. Корпорации заказывают российским бизнес-школам программы для управленцев среднего звена, причем не для всех, а только для тех, на кого начальство положило глаз и кого собирается двигать. Топов же вообще отправляют «куда подальше» - в лучшие европейские учебные заведения. Например, «Северсталь-групп» с 1997 года отправляет своих топ-менеджеров в бизнес-школу Университета Нортумбрия в Великобритании. Там отучились уже 53 человека, в том числе генеральный директор холдинга Алексей Мордашов, его первый заместитель, генеральный директор ОАО «Северсталь-авто» Вадим Швецов, заместитель генерального директора по стратегии и контроллингу Вадим Махов. А в этом году сразу 30 северстальцев отправились учиться на берега туманного Альбиона.
Марина Пахомкина, HR-менеджер компании Philips Russia: «Чтобы вывести менеджера среднего уровня на топ-уровень, нужно расширить его кругозор: дать знания в области стратегического планирования, финансов, HR, маркетинга и т.д. Российские МВА могут дать менеджеру общую картину бизнеса и практические навыки, поэтому для развития менеджеров среднего звена управления мы используем программу ЕМВАИБДА АНХ (бельгийская программа университета Антверпена). Для топ-менеджера западной компании российская школа бизнеса вряд ли будет прорывом, скорее, хорошим структурированием знаний. Toп-менеджеры Philips Russia, которые рассматриваются компанией как потенциальные кандидаты для работы в других странах, учатся на МВА в Европе. Цель их обучения - получение знаний в области интернационального менеджмента».
Тематика курсов для топов и среднего звена руководителей может быть одинаковой, а содержание - разным. Например, в холдинге «Аметист» провели учебу всех менеджеров. Программа называлась «Маркетинг на предприятии», и вели ее преподаватели ИБДА АНХ. Но топ-менеджеры обсуждали вопросы стратегии управления продажами, а средним менеджерам давали теоретические основы маркетинговых исследований. На рынке востребованы программы по маркетингу и управлению брэндом, в том числе и в финансовом секторе. Но, как говорит Юрий Воронин, заместитель председателя правления «Автобанк-НИКойл» (корпорация «НИКойл»), «к сожалению, в России я не встречал ярких преподавателей и курсов в этой области. Менеджеры «НИКойла» предпочитают учиться во всемирно признанных центрах обучения маркетингу - Лондонской школе бизнеса и Чикагской школе бизнеса (в филиале школы в Барселоне)».

Ты меня понимаешь?
Корпоративная программа отличается от открытой программы тем, что в ней нет общих мест и теоретических подходов. Как правило, из стандартного курса выбирается только то, что нужно заказчику. Это относится к программам всех видов - от одно- и двухдневных семинаров до полутора-двухгодичных программ.
Вадим Горяинов, генеральный директор холдинга«Профмедиа»: «Нам нужны реальные знания, которые мы можем применять на практике, а не корочки МВА. Поэтому мы заказали ИБДА АНХ корпоративную программу для наш его топ-менеджмента. Я выбрал модули, которые, с моей точки зрения, необходимы: «Финансовый менеджмент», «Мировая экономика», «Бухучет» и т.д. Именно здесь у наших менеджеров большие проблемы. Обучение длил ось полтора года, так как мы не тратили время на изучение необязательных предметов».
Время и место обучения также выбирает компания-заказчик, и нередко обучение проводится прямо в офисе. Так, преподаватели ГУ ВШЭ ведут в ЭКЗ «Лебедянский» корпоративную программу МВА «Общий и стратегический менеджмент» для управленцев среднего звена. Преподаватели ИЭФ «Синергия» приезжают в офис телекоммуникационной компании «ТЕЛМОС» обучать членов правления по корпоративной программе ЕМВА. Но самое главное преимущество совместного обучения менеджеров в том, что это позволяет выработать одинаковое понимание проблем и путей их решения в компании.
Владимир Меньков, генеральный директор компании «Газсвязь»: «Ежегодно, с 1998 года, «Газпром» направляет группу менеджеров обучаться в ИМИСП по корпоративной программе МВА-«Газпром». Я прошел обучение в одной из первых групп. Корпоративная программа оснастила нас всеми необходимыми знаниями: от основ бухучета предприятия и кадровой политики до курса делового этикета. Но главная ценность корпоративной программы в том, что у нас сформировалосьодинаковое понимание общего направления нашей дельнейшей деятельности. Это взаимопонимание помогает нам в решении рабочих проблем».
Безусловно, окончив МВА, менеджер возвращается в компанию более грамотным человеком, но, по убеждению Сергея Филоновича, декан Школы бизнеса ГУ ВШЭ он начинает использовать в деловом общении термины, незнакомые другим сотрудникам, и в родных стенах его просто не понимают.

Вместе и порознь
Отличие корпоративных программ от стандартных в их подстройке под клиента. Индивидуальный «пошив" лишает возможности хоть как-то классифицировать эти программы. Тем не менее можно выделить стандартные программы, на которых компании целенаправленно обучают группу своих менеджеров, при этом группы обучения могут быть как закрытого типа (группа состоит только из сотрудников компании-заказчика) , так и открытого.
Виктор Орехов, начальник службы маркетинга МИМ ЛИНК: «Иногда крупной компании важно обучить руководителей предприятий из разных регионов современным основам менеджмента по одним и тем же программам. ЛИНК, где есть очно-заочное обучение, дает компаниям такую возможность. Например, «ЛУКОЙЛ», «ПРОТЕК», РАО ЕЭС заказывают у нас программы «Менеджер-профессионал», «Корпоративный менеджер», «Мастер делового администрирования». Обучение по единой программе создает общее понятийное поле, обеспечивает единый уровень культуры управления во всех региональных филиалах».
Если компания не задается целью сплотить команду менеджеров, их эффективнее обучать в открытых группах.
«В бизнес-школе человек общается с коллегами из других компаний, получает возможность оценить свою компанию с точки зрения конкурентной среды: в каких направлениях твоя компания лидер, а в каких еще нет», - считает Юрий Воронин.
Кадровый резерв «РОСНО» (заместители директоров департаментов и центров) учится в ВШМ ГУ ВШЭ. Менеджеров «РОСНО» специально распределяют по разным группам, смешивая с управленцами из других компаний.
Наталья Пуга, руководитель проекта, «РОСНО»: «Это позволяет нашим менеджерам познакомиться с опытом других компаний, установить деловые связи. Конечно, желательно, чтобы диплом отражал решение задач работал на нашу компанию, но в любом случае анализ дипломных работ и мнение преподавателей позволяют нам более объективно оценить потенциал наших менеджеров».
В каких же случаях выбирают закрытый или открытый тип учебной группы?
Владимир Буренин, ректор ВКШ:«Иногда группа топ-менеджеров, работающих в одной компании, просит нас организовать для них обучение по конкретным курсам МВА отдельно от общей группы: им мало прослушать курс в соответствии с гостребованиями, и они просят преподавателя прочитать курс с более подробным раскрытием тех вопросов, которые являются важными для их компании. Как правило, эти вопросы носят конфиденциальный характер, их обсуждение невозможно, когда в аудитории сидят представители других, часто конкурирующих компаний. Мы идем и всегда будем идти навстречу конкретным интересам клиентов, чтобы не быть оторванными от практики».
Закрытые и открытые корпоративные программы используются компаниями для решения различных задач. Например, ЭКЗ «Лебедянский» запустил одновременно две программы: ЕМВА для топ-менеджмента компании и МВА «Общий и стратегический менеджмент» для управленцев среднего звена. Задача обучения топ-менеджмента - расширение профессионального кругозора, вооружение управленцев новыми навыками стратегического управления бизнесом. Для этого им нужно общение с коллегами в открытой группе. Вторая корпоративная программа МВА, "Общий и стратегический менеджмент», сфокусирована на специфике компании, поэтому на ней обучаются только менеджеры «Лебедянского».
В задачи обучения членов правления компании «ТЕЛМОС» на корпоративной ЕМВА наряду с повышением качества корпоративного управления входит и задача формирования стратегии развития компании. Понятно, что эта задача решается в группе закрытого типа.

Кейс ми
В большинстве случаев создание корпоративной программы происходит при участии заказчика.
Людмила Крайнева, директор управления корпоративных программ ИБДА АНХ: «Клиент определяет концепцию корпоративной программы и ее содержание вплоть до самых мелких вопросов изучаемого материала, а также порядок проведения программы, итоговые зачетные и экзаменационные формы и многие другие вопросы. Практика «я ее слепила из того, что было, а потом, что было, то и предложила» в институте не проходит совершенно».
Кто со стороны компании-заказчика принимает участие в формировании корпоративной программы - вопрос принципиальный. Первые лица знают бизнес компании намного глубже, чем HR-менеджер, они могут точнее поставить задачу обучения. Кроме того, когда сотрудники знают, что их обучением интересуется первое лицо компании, они относятся к учебе гораздо серьезнее. Так, в разработке программы для менеджеров отделов продаж «РОСНО» участвовал Леонид Меламед, генеральныйдиректор «РОСНО».
Степень адаптации программы может быть различна: от простого сжатия отдельных модулей стандартной программы до разработки уникальных курсов. По словам Елены Амбарновой, директора программы «Эффективный торговый менеджер» ВШМБ АНХ, главное в разработке корпоративной программы - выявить предметные области, где необходима сконцентрированная подача не столько знаний, сколько навыков. Соответственно, стоимость обучения на адаптированной под компанию программе выше стоимости обучения менеджера на стандартной программе на 10-15%.
Так, программа переподготовки кадрового резерва компании «Русский алюминий» (молодые менеджеры нижнего звена управления) - это сжатая с девяти месяцев до семи с половиной программа МИМ ЛИНК «Менеджмент в бизнесе» плюс кейсы производственной тематики. Апрограмма Банковского института «Банковский менеджер - инспектор коммерческого банка» разработана специально для профессиональной переподготовки инспекторов Центрального банка России. Преподаватели подготовили большое количество рабочих материалов, включая кейсы из опыта самого ЦБ. При этом у Банковского института есть обязательство перед ЦБ никого, кроме сотрудников ЦБ, не учить по этой программе два года.
Нередко в программу включаются специальные курсы. Корпорация «НИКойл», например, потребовала ввести для своих менеджеров «Управление страхованием», «Инвестиционное проектирование» и т.д.
«Одно из направлений, которое было важно для менеджеров корпорации, - разработка нового кредитного продукта для малого и среднего бизнеса, - рассказывает Юрий Воронин. - Дело в том, что рынок кредитования крупного клиента уже насыщен, и банки переключаются на работу с заемщиками из среднего и малого бизнеса. В рамках курса «Анализ финансовой отчетности корпоративного заемщика» нам удалось разработать внутреннюю нормативную документацию для этого продукта. «НИКойл» уже начал ее реализацию».
Сейчас по программе МВА-«Финансы», созданной Банковским институтом в сотрудничестве с «НИКойлом», начали заниматься менеджеры Внешторгбанка.
Василий Солодков, директор программы МВА-«Финансы» Банковского института ГУ ВШЭ: «Внешторгбанк в целом устроила готовая программа. Я думаю, запрос по дополнительным темам у них возникнет по мере освоения программы сотрудниками».
Корпоративная программа МВА для руководителей пенсионных фондов субъектов РФ, которую осуществляет ИЭФ «Синергия», включает специальные темы: «Реструктуризация пенсионных отделений», «Особенности формирования негосударственных пенсионных фондов».
«В корпоративную программу ЕМВА для членов правления компании «ТЕЛМОС» вошли уникальные курсы: «Комплексное управление издержками», «Управление качеством», «Управление стоимостью компании», - рассказывает Михаил Иоффе, ректор ИЭФ «Синергия». - Причем занятия проходят в форме тренингов, поскольку их топ-менджерам нужны, в первую очередь, управленческие навыки».
В программу МВА «Общий и стратегический менеджмент» для управленцев среднего звена ЭКЗ «Лебедянский» специалисты ГУ ВШЭ добавили кейсы из опыта этой компании.
«Каждая сессия обучения состоит из общетеоретической основы и решения кейсов «в реальном времени», - рассказывает Александр Васильев. - Преподаватели, используя ситуации из нашей работы, дают менеджерам кейсы для решения, причем каждый менеджер делает кейс в той области, в которой работает: маркетолог - свой, логистик - свой. В результате менеджеры получают практические навыки для решения рабочих задач».
В ИМИСП обучается резерв руководителей высшего звена корпорации UTC. Большинство кейсов этой программы тоже построены на материалах и примерах компании.

Живая вода
Немногие преподаватели могут работать с требовательными корпоративными заказчиками, ибо здесь нельзя спрятаться за теорией: преподаватель обязан давать знания, уметь направлять обсуждение менеджерами кейсов и отвечать как эксперт на их вопросы с ходу.
Сергей Филонович: «С корпоративным клиентом необходимо установить интонацию партнерства: «Давайте попробуем применить наши академические знания к вашему конкретному бизнесу». То есть преподавание на корпоративной программе -это партнерская деятельность».
Понятно, что преподаватель должен хорошо знать, как работает компания-заказчик.
Михаил Иоффе: «Сначала преподаватели изучают специфику бизнеса компании с точки зрения структуры управления, корпоративной культуры, экономических показателей и прочего, потом они перерабатывают свой курс применительно к этим особенностям. Иногда бывает, что такую программу могут потянуть не все штатные преподаватели».
К участию в корпоративной программе ЕМВА-«ТЕЛМОС» ИЭФ «Синергия» пригласил ряд преподавателей ГУ ВШЭ. Некоторые темы на корпоративной программе «МВА-Пенсионный фонд РФ» читают специалисты самого фонда. Для обучения менеджеров холдинга «Аметист» по корпоративной программе «Маркетинг и марке-тинговые исследования» ИБДА привлекал специалистов из Института управленческого Консультирования и ГУ ВШЭ. На корпоративной программе «Управление изменениями» для топ-менеджмента российских компаний помимо профессуры ВКШ преподают Пол Стробл, профессор швейцарской школы бизнеса IMD (он специалист по вопросам управления изменениями предприятий), и Пол Саймон, бизнесмен и консультант Совета по обеспечению безопасности американских граждан при Посольстве США в Москве (он большой знаток конкурентной разведки, хорошо осведомлен в вопросах кросс-культурных различий).
В идеале, школа бизнеса - это не посредник между компанией-заказчиком и звездами-преподавателями, а партнер, причем партнер, извлекающий из общей работы пользу не меньшую, чем заказчики.