• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперт номера

Секрет фирмы. 2003. № 19. 20 октября

...Сегодня уже открылось достаточное количество бизнес-школ, но уровень квалификации специалистов, которых они выпускают, крайне низок. Учебные заведения, где готовят грамотных, подготовленных профессионалов, готовых эффективно работать, можно пересчитать по пальцам. Среди них хотел бы отметить Высшую школу экономики...

Более 17 лет назад в России начался процесс перестройки экономики. Многое с тех пор изменилось, но до стабилизации и расцвета нам еще далеко. Объем ВВП в настоящее время составляет менее 60% от уровня 1990 года, промышленное производство - 50%, сельскохозяйственное - 40%. Но для построения правильной, эффективной экономики необходимо не просто восстановить утраченные позиции, а полностью реструктурировать народное хозяйство. В СССР основой экономики были тяжелая промышленность и "оборонка". Сейчас основной рост экономики страны достигается за счет добывающих отраслей, чему способствует благоприятное налогообложение, фактически, страна продает невосполнимые ресурсы, которые, как известно, не бесконечны. Специалисты МПР РФ заявляют, что разведанные запасы открытых месторождений нефти в России будут полностью исчерпаны к 2040 году, при этом мы занимаем седьмое место в мире по разведанным запасам нефти. Проблема истощения природных ресурсов все активнее обсуждается в мире. В США и других странах предпочитают консервировать скважины и покупать нефть, чтобы сберечь собственные ресурсы. Неплохо бы и нам позаботиться о сбережении своих природных ресурсов и развивать другие отрасли, в первую очередь перерабатывающие, машиностроение, высокие технологии, сферу услуг.
Еще одна существенная для России проблема - нехватка управленческих кадров. По-прежнему очень мало людей с хорошим образованием, умеющих управлять в новых условиях. Большинство нынешних руководителей получили образование в те времена, когда просто не было преподавателей и программ обучения управлению в условиях рынка. Сегодня уже открылось достаточное количество бизнес-школ, но уровень квалификации специалистов, которых они выпускают, крайне низок. Учебные заведения, где готовят грамотных, подготовленных профессионалов, готовых эффективно работать, можно пересчитать по пальцам. Среди них хотел бы отметить Высшую школу экономики. Все большую актуальность приобретает и проблема всеобщей компьютерной грамотности. Мне, например, в этом плане близка такая аналогия: в 20-е годы большевики в России ввели всеобуч, что позволило быстро приступить к индустриализации и стать одной из мощнейших держав мира. Я убежден, что сегодня точно такой же компьютерный всеобуч необходим менеджменту предприятий. Серьезные резервы роста ВВП страны содержатся в повышении эффективности работы предприятий, и ключевую роль в этом играют информационные технологии. Если раньше использование ИТ зачастую было данью моде, то сейчас это становится насущной необходимостью, чуть ли не единственным инструментом, обеспечивающим динамичное развитие компании. Путь, по которому развивается российский рынок ИТ, отнюдь не уникален. В этом можно легко убедиться, анализируя процессы, происходившие на Западе. По словам Билла Гейтса, в Соединенных Штатах, где ИТ-сектор вот уже несколько десятков лет является ключевым фактором роста, более 76 млн человек настолько эффективно используют информационные технологии, что фактически являются ИТ-специалистами.