• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Министерство образования повернулось к детям профилем

КоммерсантЪ. 2003. № 198. 29 октября

...По словам автора проекта по предпрофильной подготовке Анатолия Пинского, проходит эксперимент так: два часа в неделю ученики тратят на посещение предметов, не входящих в обязательные учебные программы, - курсы по выбору. Школа знакомит ученика со списком предлагаемых курсов, после чего проводит анкетирование, которое позволяет определить наполняемость предметных групп...

Вчера на коллегии Минобразования обсуждался эксперимент с предпрофильным обучением в девятых классах, стартовавший 1 сентября этого года в десяти регионах России. Чиновники министерства так и не сумели определиться, не рано ли девятиклассникам выбирать свою профессиональную судьбу.

К идее специализации (профильного обучения) в старшей школе в министерстве пришли по разным причинам. Во-первых, социологические опросы показывали, что дети все равно готовятся к вузам с репетиторами. Так почему же не предложить им те же услуги прямо в школе? С другой стороны, разрабатывая новые учебные программы, министерство всячески пыталось их разгрузить. Специализация в старшей школе означает, что не все дети должны изучать один и тот же набор предметов. Обязательными становятся лишь восемь: математика, русский и иностранный языки, литература, физкультура, история, обществоведение и естествознание. Остальные предметы ученик может или не изучать вовсе, или изучать углубленно, выбрав соответствующий профиль. По каждому предмету министерство заготовило две программы - базисную и профильную. Так что ученик-гуманитарий станет изучать базисную математику и углубленный язык, а математик - наоборот.
Вводить профильное обучение во всех школах страны министерство намерено в 2006 году, а в этом году начался эксперимент по предпрофильной подготовке: девятиклассники смогут попробовать себя в разных науках перед окончательным решением, которое придется принять в начале десятого класса. По словам автора проекта по предпрофильной подготовке Анатолия Пинского, проходит эксперимент так: два часа в неделю ученики тратят на посещение предметов, не входящих в обязательные учебные программы, - курсы по выбору. Школа знакомит ученика со списком предлагаемых курсов, после чего проводит анкетирование, которое позволяет определить наполняемость предметных групп. Опыт Царицынского образовательного центра показывает, что ученик имеет право на ошибку. "Дети как минимум трижды могут сменить группу, - объясняет директор центра Ефим Рачевский. - Это своеобразная смена снарядов: посетив 12 уроков по биологии, ребенок может осознать, что это не его занятие, и сразу же переквалифицироваться". При этом проходить предпрофильную подготовку ученик вовсе не обязан в своей школе. По словам чиновников Минобразования, интересный для себя предмет дети могут изучать и в соседней школе. В Самарской области, к примеру, образовалась школьная сеть, включающая городские и сельские школы. Одна из школ названа ядром, она предполагает самый широкий набор предметов, и в такую школу из окрестных на автобусах съезжаются ученики.
Затраты на транспорт, который станет перевозить школьников, стремящихся к знанию, по планам министерства компенсирует экономия на учебных кабинетах. "Мы не будем оснащать каждую школу страны полноценным кабинетом химии. Можно устроить такой кабинет лишь в школе, предлагающей естественно-научный профиль", - пояснил господин Пинский.
Однако при подготовке проекта возникает много вопросов. Неясно, как идея согласуется с главным форпостом реформы образования - единым госэкзаменом. Ведь в случае введения разных учебных нагрузок разными должны быть и тестовые задания. Пока неясно, что делать с учениками, которые не стремятся к специализации, - создадут ли для них универсальный учебный план или ограничатся базисными курсами обязательных предметов. Не определены и принципы финансирования школьных сетей.
На коллегии выяснилось, что не все чиновники Минобразования согласны с самой идеей специализации. "Не рано ли ребенку решать свою судьбу в столь раннем возрасте?" - поинтересовался замминистра образования Александр Киселев. "Ничего себе ребенок в 15 лет", - парировал подчиненному министр Владимир Филиппов. Директора школ, в которых эксперимент проходит не первый год, уверены, что педагогам пора менять психологию. "Мы, россияне, просто оказались в ситуации, когда выбирать приходится чаще, чем в советское время, - считает Ефим Рачевский. - Даже сортов колбасы сегодня больше двух. Ясно, что выбор - это всегда стресс, но ведь ребенка нужно к нему готовить".