• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как найти себя? Ответ старшеклассникам подскажет система профильного образования

Трибуна. 2003. № 193. 30 октября

Во вторник Минобразования утвердило окончательную программу перехода на профильное обучение. Как сказал министр Владимир Филиппов, больше тянуть нельзя, и назначил срок - 1 сентября 2006 года. Тогда все российские школьники старших классов будут охвачены системой профильного образования.

Во вторник Минобразования утвердило окончательную программу перехода на профильное обучение. Как сказал министр Владимир Филиппов, больше тянуть нельзя, и назначил срок - 1 сентября 2006 года. Тогда все российские школьники старших классов будут охвачены системой профильного образования.
В тестовом режиме профильная подготовка старшеклассников ведется уже четыре года. Трудно представить себе Москву без ее специализированных школ, где в старших классах углубленно готовят математиков, физиков, языковедов, медиков, программистов и пр. В рамках эксперимента целые города, такие, как Фрязино в Московской области, перешли на систему профильной подготовки. В нынешнем учебном году тысяча российских школ участвует в эксперименте.
В ходе него уже отработаны многие сложные моменты: разработаны тесты для определения наклонностей и уровня знаний по отдельным предметам девятиклассников, созданы программы и методика преподавания в профильных классах. Специалисты Минобразования придумали и осуществили на практике идею единой городской или сельской сети профильного обучения. Это особенно актуально для сети сельских школ, где нет возможности иметь специализированные классы в каждой школе. Их организуют в объединении школ или же создают центры обучения, куда по системе "школьный автобус" свозят детей со всей округи.
Сейчас в различных регионах России действуют 20-30 различных профильных курсов, которые определяют наклонности и готовят детей по различным направлениям - от математики до сельского хозяйства.
Но, как признался Владимир Филиппов, даже к 1 сентябрю 2006 года не удастся решить всех проблем, самая большая из которых - издание специальных учебников. Непросто будет подготовить и переквалифицировать педагогов. По-прежнему будет ощущаться дефицит учителей, зарплата которых продолжает оставаться низкой. Министр даже привел пример московской школы в районе "Коньково", где учитель физкультуры одновременно ведет уроки по биологии. Да что там Москва - по всей России в от 2 до 5 тыс. школ не имеют специальных кабинетов по физики, химии, биологии. Авторы программы профильного образования считают, что можно обойтись одним спецкабинетом на несколько школ. Есть ведь положительные примеры, когда в десяти деревнях создано 10 профильных, классов по различным направлениям. И детей просто возят учиться в выбранный профильный класс.
Несмотря на проблемы, отступать нашей школе некуда. Она и так отстает от уровня развитых стран именно по разделу профильного образования. Нынче в цивилизованном мире принято, чтобы ребенок уже в 13-14 лет определялся "куда идти, чем заниматься". Введение профильной школы как раз ставит задачу разширить кругозор, помочь с выбором будущей специальности, а определившимся дать возможность углубленно позаниматься по избранной специальности, проверить себя и подготовиться к поступлению в вуз.
Подготовка к профильному обучению будет идти в 9-м классе. И такую подготовку решено ввести уже с 1 сентября будущего года. Для этого девятые классы поделят на две группы: профильную и непрофильную. Не все чиновники даже Минобразования согласны с идеей раннего выбора пути. Но, как сказал министр, "эту потребность определяет уже сам прогресс, бурная информатизация общества". К тому же у учеников есть право на ошибку: они смогут менять специализацию.
Но даже при поголовном переходе на профильное обучение никого не будут насильно профориентировать. Останутся и так называемые школы общего профиля - для неопределившихся. Естественно, и специализация будет предлагаться на сугубо добровольной основе. Того, кто хочет быть сапожником, не заставят изучать высшую математику.