• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отфильтрованные Диплом престижного вуза "сигнализирует" о том, что кандидат амбициозен и многого может добиться

Саратовская панорама. 2003. № 78. 4 ноября

Эта теория сигнала (или фильтра) стала чрезвычайно популярной среди современных экономистов. О том, через какие фильтры человеку предстоит пройти в процессе образования, и насколько они эффективны в России, рассказал научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ профессор Евгений Сабуров.

Эта теория сигнала (или фильтра) стала чрезвычайно популярной среди современных экономистов. О том, через какие фильтры человеку предстоит пройти в процессе образования, и насколько они эффективны в России, рассказал научный руководитель института развития образования ГУ ВШЭ профессор Евгений Сабуров.

Пропасть между школой и вузом
В нашей стране образование не является системой хотя бы потому, что между старшей школой и вузом существует разрыв. Школа не дает возможности поступить затем в вуз. Эту проблему решают неформальные институты - репетиторство, подготовительные курсы в вуз и ... взятки. Кстати, по данным исследований ГУ ВШЭ, в провинции берут меньше, чем в Москве, но зато все. А в Москве берут много, но редко.
Конечно, единый государственный экзамен - это в значительной степени выход. Оказалось, что среди поступивших очень много немосквичей. Уже во время вступительных экзаменов Интернет был завален сообщениями: "Что вы делаете? Вы не даете москвичам поступать в вузы. Вы открыли дорогу провинции". По словам
Сабурова, это прекрасный результат, хотя и он нуждается в доработке. Необходимо менять методики преподавания. Предметно-урочная система устарела. Пора переходить на проектное и игровое обучение. Оно значительно эффективней и экономит время.
Дети однажды сыграют в городской муниципалитет или посмотрят, что такое бюджет города, и им не надо будет полгода "вдалбливать", "чем государство богатеет". ЕГЭ связан с еще одной проблемой, о которой много говорят и пишут - с государственными именными финансовыми обязательствами, что является попыткой изменить характер бюджетного финансирования. То есть финансировать не вуз, а самих студентов, их обучение. Демографическая ситуация в стране сейчас такова, что число мест в вузах равняется количеству выпускников в школах. Страна вот-вот столкнется со странным явлением: банкротством вузов. Вузы, которые фактически работают "на корочки", начнут закрываться. Эта ситуация достигнет пика в 2007 году.
Фильтр между основной и старшей школой будет становиться все более и более значимым. Поскольку, по мнению психологов и педагогов, он - более определяющ для дальнейшей судьбы человека, чем поступление в вуз. Старшая школа будет профилироваться. Кое-где она уже профилируется - есть гуманитарные классы, есть технические. Министра образования уже дожали до такой степени, что он согласен 50 процентов школ перевести на профильное обучение. Будут ли устраиваться экзамены в эти профильные классы? В Москве уже идет отбор.
Россия по международной статистике находится в третьей группе стран по охвату детей дошкольным образованием. Поскольку у нас его нет. А во всем мире охват детей образованием начинается с пяти лет. Россия боится показать свою дошкольную систему во всех международных стандартах.

Предметный разговор
Есть предметы, которые не дают знания и навыков, но очень серьезно тренируют мозги. Они, по мнению Сабурова, нужны, и, прежде всего, математика, которая состоит не столько в сведениях, сколько в решении задач. Когда на Российском совете по развитию образования - туда входят экономисты, военные, бизнесмены, все, кто как-то озабочен этой проблемой, - вдруг пронеслась весть, что из учебников математики вычистили текстовые задачи, шум подняли бизнесмены.В бизнесе самое главное, чтобы человек понял, о чем идет речь, и определил, что надо считать. К счастью, сведения оказались ложными.
Нужны предметы гуманитарного цикла. Обществознание все не любят именно из-за того, что не знают, как его преподавать. А оно необходимо хотя бы для того, чтобы человек знал свои права.
Естественно, нужна история. Мы не знаем истории России, период до христианства вообще не изучается, зато знаем историю Греции и Рима. Этот вопрос заидеологизирован. Половину времени занимает история Украины. Мы продолжаем неверно считать, что это наша колония. Современные подходы, когда история дается не как череда драк между коронованными или некоронованными особами, а как история семьи, - для нас пока невозможны. Хотя есть историки, которые могли бы это сделать.
Преподавание литературы в России несет странные функции, которых нет ни в одной стране. Это не столько знакомство с каким-то выдающимся произведением, сколько воспитание коммуникативности, понимания другого человека, каких-то высоких мыслей. На совете по литературе утверждают, что Мария Ивановна в городе N не то что преподавать "Петербург" Белого, но и прочесть его не сможет. По словам Сабурова, это претензии к нашему высокому литературоведению. Достоевский не легче, но его "разжевали" и издали учебники. С литературы пора снять воспитательную функцию.
В Англии нет экзамена по литературе. Там учат только Шекспира, а в Италии - Данте. То есть учат читать художественное произведение. Возможно, это тоже путь.

Заказ на Марьванну
Чьим вопросом является школа? Родители крайне вялы и почти не участвуют в заказе на образование. Мы именно не можем сформировать общественный заказ.
В других странах это происходит по-разному. Например, в США министерство к программам образования не имеет никакого отношения. Парламентарии? Никогда.
Депутаты в прошлом году приняли поправку, которая позволяет прокурору войти в класс, и, при обнаружении книжки без грифа министерства, произвести арест - непонятно, то ли учителя, то ли учебника. Предстоящая реформа Козака в наших условиях-тяжелый случай. Теперь зарплата учителей -- ответственность субъекта федерации, содержание зданий и помещений -ответственность муниципалитета. А кто ответственен за учебный процесс? Забыли.
На программы в развитых странах влияют Ассоциации выпускников. Да, это люди, которые успешно занимают позиции в бизнесе или на государственных должностях. Но они закончили это учебное заведение, они с ним связаны и они утверждают вузовские программы. Ректор тоже из них. И это - самая эффективная система вузов.
Наше образование на сегодня не внушает оптимизма. Мы собираемся его унифицировать, как все в Европе. Только к этому у нас готово не более двух десятков вузов.