• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нам учитель задает сложные задачи

Неделя области. 2003. № 52. 10 декабря

Сергей Караганов, глава Совета по внешней и оборонной политике: "Многие в России не понимают процессов глобализации и информационной революции, видя в них только угрозу. Отсюда крен в сторону изоляционизма. В итоге мы остаемся в стороне от мировых процессов. Страна нуждается в масштабной реформе образования. Однако реформы все нет, а то, что предлагается вместо нее, вызывает изумление. Вместо введения обязательной компьютерной грамотности предлагают возродить преподавание начальной военной подготовки"...
...Евгений Сабуров, научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ: "Когда на российском Совете по развитию образования, куда входят экономисты, военные, бизнесмены, пронеслась весть, что из учебников математики вычистили текстовые задачи, завопили бизнесмены: "Что вы делаете? Вы же подрываете бизнес! В бизнесе самое важное, чтобы предприниматель понял, о чем идет речь, и сказал, что надо считать".

Сергей Караганов, глава Совета по внешней и оборонной политике: "Многие в России не понимают процессов глобализации и информационной революции, видя в них только угрозу. Отсюда крен в сторону изоляционизма. В итоге мы остаемся в стороне от мировых процессов. Страна нуждается в масштабной реформе образования. Однако реформы все нет, а то, что предлагается вместо нее, вызывает изумление. Вместо введения обязательной компьютерной грамотности предлагают возродить преподавание начальной военной подготовки".
Капитал, инвестиционная привлекательность, ликвидность, фактор времени, стандарт и срок окупаемости - эти термины в сознании каждого из нас ассоциируются прежде всего с экономикой производства и уж никак не с образованием.
Между тем именно получение знаний - тот основной капитал, который человек собирает в течение жизни и так или иначе использует. Выбирая образование, мы оцениваем его инвестиционную привлекательность, прибыльность, риски, связанные с востребованностью, сроки окупаемости... Таким образом, экономическая терминология как нельзя лучше помогает раскрыть место образования в современном обществе.

Нас всех учили понемногу
Вопрос казалось бы, актуальный для образования во все времена, сегодня приобретает государственное значение. Уже не первый год ведущие российские ученые и политологи говорят о том, что процессы глобализации и информационной интеграции, происходящие в мире, обесценивают тот стандартный багаж знаний, которым мы привыкли грузить наших детей. Информация стремительно дешевеет и переходит из разряда личного ресурса в общедоступный. Сегодня, находясь практически в любой точке земного шара, можно войти в интернет и узнать все, что интересует по ботанике, зоологии, химии... В связи с этим возникает вопрос эффективности использования времени, а это как правило 15 лет, затраченные на получение образования.
Большая часть информации, которую нам пытаются вбить в память, либо благополучно испаряется после сдачи очередного экзамена, либо фатально преследует в течение всей жизни.
Математик номер один в России - Владимир Успенский в свои 72 года говорит, что его всю жизнь мучает вопрос: "Почему и за что он помнит, как несет яйца крокодил?". Другими словами, возникновение единого информационного пространства выдвигает на первый план в образовании не набор знаний, а умение их получать.

Чему-нибудь и как-нибудь
На протяжении последних лет летчики-истребители Израиля занимают первые места во всевозможных учениях, обыгрывая экипажи США и Евросоюза. Секрет в том, что современные системы слежения практически исключают возможность встречи противника в бою. Поэтому выигрывает не тот, кто налетал большее количество часов, а тот, кто умеет логически мыслить. "Мы учим наших летчиков думать", - говорят израильские командиры. Эта частная ситуация отражает общие тенденции в образовательном процессе. Предметы, дающие знания и навыки, а это прежде всего естественный научный цикл, уступают место дисциплинам, тренирующим мозги.
К сожалению, сегодня для многих участников образовательного процесса (особенно это касается средней школы) соединение математики и гуманитарных дисциплин звучит как парадокс. Между тем очевидно, что литература, история, граждановедение развивают способность логически мыслить не меньше, чем математика. Весь XX век эти дисциплины были отягощены идеологической нагрузкой, и это негативно сказалось на их статусе.
Ни для кого не секрет, что сегодня при выборе профиля в старших классах те, кто не успевает по точным дисциплинам, честно видят себя гуманитариями.Во многом этому (способствует уровень требований, которые выдвигают преподаватели данных дисциплин. Большая часть из них полагает, что с исчезновением идеологической шелухи изучение литературы и истории сводится лишь к содержательному аспекту. Собственно, этим и продиктовано появление такого большого количества шпаргалок по литературе, кратко пересказывающих тексты произведений.
Между тем одна из главных задач учителя-гуманитария - научить детей видеть и понимать взаимосвязь фактов и событии в истории или в литературном произведении. Здесь интересен опыт итальянцев и англичан, у которых нет как такового экзамена по литературе. На примере произведений одного автора - Шекспира в Англии и Данте в Италии - детей учат читать художественный текст. Нет цели объять необъятное, есть цель научить думать.
Если система образования в России только сейчас начинает медленно и неповоротливо разворачиваться в сторону общемировых тенденций, то рынок труда гораздо оперативнее отозвался на эти изменения. Современного работодателя интересуют не столько знания, которые человек получил во время обучения, сколько его способность или неспособность учиться и преодолевать препятствия.
В связи с этим закономерен еще один вопрос: кто должен отвечать за образование? Самый простой и очевидный ответ - общество. Именно оно является главным заказчиком образования. Другими словами, родители, бизнес-сообщество, власть должны если не диктовать, то активно влиять на содержание образования. За рубежом такие функции осуществляют ассоциации выпускников. Они окончили это учебное заведение, они попробовали вложить свой капитал-образование и получить дивиденды, они видят риски и могут помочь тем, кто идет следом, этих рисков избежать. Именно ассоциации выпускников утверждают школьные и вузовские программы. К сожалению, пока в России родители, как и бизнес, крайне вяло участвуют в заказе на образование. Хотя, безусловно, недовольство есть. И сегодня молодые мамы, приводящие своих детей учиться в престижные школы, которые некогда окончили сами, все чаще с возмущением замечают: наших детей учат так, как учили нас, но ведь жизнь меняется...

***
Считается, что в современном обществе на любой работе человек способен освоить любые навыки за три-четыре месяца. Данное правило распространяется на тех индивидуумов, которые вообще способны учиться.
Самым эффективным считается начальное образование. Если человек не умеет считать и читать, то в будущем он получит значительно меньше денег, нежели тот, кто сумел овладеть этими навыками. Именно поэтому наиболее удачными с экономической точки зрения являются инвестиции в начальное образование развивающихся стран.

***
Евгений Сабуров, научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ: "Когда на российском Совете по развитию образования, куда входят экономисты, военные, бизнесмены, пронеслась весть, что из учебников математики вычистили текстовые задачи, завопили бизнесмены: "Что вы делаете? Вы же подрываете бизнес! В бизнесе самое важное, чтобы предприниматель понял, о чем идет речь, и сказал, что надо считать".

Материал подготовлен на основе выступления научного ректора Института развития образования ГУ ВШЭ Евгения Сабурова на семинаре клуба региональной журналистики.