• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сто часов на выбор

Ульяновская правда. 2004. № 2-4. 9 января

...Предпрофильная подготовка состоит из нескольких частей, - разъясняет руководитель проекта "Профильное обучение" А. Пинский. - Ее главная задача - выяснить, какая направленность образования (в старшей школе или в техникуме) "по душе и по зубам" будущему десятикласснику. Предпрофильная подготовка рассчитана минимум на 100 часов в год, из них порядка 70 - на курсы по выбору, 30 - на информирование ребят о вариантах будущего обучения, на профориентацию...

Эксперимент по предпрофильной подготовке, который затем планируется плавно перевести в эксперимент по профильному обучению, проводится почти в 600 школах 14 регионов России. Летом 2004 года в этих регионах девятиклассники сдадут экзамены, по итогам которых их будут принимать в профильные классы и школы. Работники Министерства образования считают, что большинство учащихся именно к 9-му классу уже сделали свой выбор и в дальнейшем обучении им поможет именно предпрофильная подготовка.
- Предпрофильная подготовка состоит из нескольких частей, - разъясняет руководитель проекта "Профильное обучение" А. Пинский. - Ее главная задача - выяснить, какая направленность образования (в старшей школе или в техникуме) "по душе и по зубам" будущему десятикласснику. Предпрофильная подготовка рассчитана минимум на 100 часов в год, из них порядка 70 - на курсы по выбору, 30 - на информирование ребят о вариантах будущего обучения, на профориентацию: Последнее предполагает знакомство с разными образовательными учреждениями на местах, изучение их особенностей, условий приема, посещение дней открытых дверей. Профориентация предполагает психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультации девятиклассников. Курсы по выбору - элективные курсы - формируются в школах, в муниципалитетах, они имеют своей целью введение школьников в курс дела, помогают сделать правильный выбор. Мы стремимся к тому, чтобы набор предлагаемых курсов носил вариативный характер, а их количество было "избыточным", тогда у ученика будет реальная возможность выбора. Наименования курсов определяются уже в конце восьмого класса: проводится опрос учеников, родителей и разрабатываются программы.
- Какие же курсы могут пройти сегодняшние девятиклассники и есть ли перечень наиболее популярных предметов?
- Курсы сегодня существуют самые разные - от предметных, например, "Химия в сельском хозяйстве", и до глобальных - "Основы космонавтики". Но направления определяются педагогами. Происходит создание любого курса по следующей схеме: после обработки пожеланий и запросов учеников педагоги проводят анализ - смогут ли они своими силами подготовить наиболее популярные и интересные курсы. Если нет, то обращаются в вузы за помощью. Иногда одна базовая школа или, к примеру, известная местная гимназия, лицей организуют "сетевые курсы" для учеников близлежащих школ. И учащиеся могут посещать курсы как в своей школе, так и в соседних образовательных учреждениях - по выбору. Но следует отметить, что хотя курсы и по выбору, но их посещение входит в школьную программу и потому - обязательно. Эти сто часов предпрофильной подготовки являются частью обязательного учебного плана, потому избежать их не удастся.
При поступлении в класс будет учитываться не только пожелание учеников и их родителей, важным фактором станут результаты итоговых экзаменов: они будут проводиться в чуть похожей на ЕГЭ форме, когда оценки выставляются по 30-балльной шкале, а принимают экзамен учителя, не знакомые с классом. Таким образом мы уйдем от практики, когда свою работу оценивал сам учитель, подчас завышая оценки подопечным. Кроме того, при поступлении в профильный класс будет учитываться "портфолио" учащегося - индивидуальный "портфель" образовательных достижений, в котором отмечены результаты олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
Конечно, отношение к профильному обучению на местах - разное. Большинство учащихся и их родителей согласны с новым веянием. Многие учителя также понимают, что пришло время перемен во всей образовательной системе.
В конце 2003-2004 учебного года 29 тысяч российских школьников перейдут в классы с разными профилями. Сейчас таких профилей насчитывается порядка 10-12.
К сожалению, не до конца решен один из насущных вопросов - каким должен быть объем знаний выпускника по профильным и непрофильным предметам. Причем с последними сложнее - педагогу легче преподавать математику в профильном классе, чем в непрофильном. И дело не просто в профессиональной гордости. Вопрос в том, что не до конца разработана сама методология. Как, например, учить гуманитария химии? Должен ли он знать только элементарные и главные основы предмета? Каковы они? Как быть, если обстоятельства заставят сменить профиль? Словом, поработать еще есть над чем.
Меняется время - должна меняться и школа. Это принцип, на котором основана вся концепция модернизации российского образования. Сегодня мы учим и воспитываем детей по практически изжившей себя, устаревшей схеме: "всех всему и одинаково". Получается, что при таком фронтальном, унифицированном подходе мы игнорируем реальные различия в интересах и возможностях ребят. Введение профильного обучения поможет школе вернуть образовательную функцию, полноценно подготовить школьника к дальнейшему пути - будь то работа или обучение в вузе.