• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как учить балерину химии?

Брянское время. 2004. № 2. 15 января

...Предпрофильная подготовка состоит из нескольких частей, - пояснил руководитель проекта "Профильное обучение", советник Министра образования Анатолий Пинский. -Ее главная задача -выяснить, какая направленность образования (в старшей школе или в техникуме) "по душе и по зубам" будущему десятикласснику. Предпрофильная подготовка рассчитана минимум на 100 часов в год, из них порядка 70 - на курсы по выбору, 30 - на информирование ребят о вариантах будущего обучения, на профориентацию...

Эксперимент по предпрофильной подготовке, который затем планируется плавно перевести в эксперимент по профильному обучению, проводится почти в 600 школах 14 регионов России. Летом 2004 года в этих регионах девятиклассники сдадут экзамены, по итогам которых будут приниматься в профильные классы и школы. Работники Министерства образования считают, что большинство учащихся именно к 9-му классу уже сделали свой выбор и в дальнейшем обучении им поможет именно предпрофильная подготовка.
- Предпрофильная подготовка состоит из нескольких частей, - пояснил руководитель проекта "Профильное обучение", советник Министра образования Анатолий Пинский. -Ее главная задача -выяснить, какая направленность образования (в старшей школе или в техникуме) "по душе и по зубам" будущему десятикласснику. Предпрофильная подготовка рассчитана минимум на 100 часов в год, из них порядка 70 - на курсы по выбору, 30 - на информирование ребят о вариантах будущего обучения, на профориентацию.
Последнее предполагает знакомство с разными образовательными учреждениями на местах, изучение их особенностей, условий приема, посещение дней открытых дверей. Профориентация предполагает психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультации девятиклассников. Курсы по выбору - элективные курсы - формируются в школах, в муниципалитетах, они имеют своей целью введение школьников в курс дела, помогают сделать правильный выбор. Мы стремимся к тому, чтобы набор предлагаемых курсов носил вариативный характер, а их количество было "избыточным", тогда у ученика будет реальная возможность выбора. Наименования курсов определяются уже в конце восьмого класса: опять же проводится опрос учеников, родителей и разрабатываются программы.
- Какие курсы могут пройти сегодняшние девятиклассники и есть ли перечень наиболее популярных предметов?
- Курсы сегодня существуют самые разные - от предметных, например, "Химия в сельском хозяйстве", и до глобальных - "Основы космонавтики". Кстати, интересом у современной молодежи пользуется курс "Что такое журналистика? ". Но направления определяются педагогами на местах, поэтому в каждом регионе есть что-то особенное.
Происходит создание любого курса по следующей схеме: после обработки пожеланий и запросов учеников педагоги проводят анализ: смогут ли они своими силами подготовить наиболее популярные и интересные курсы? Если нет, то обращаются в вузы за помощью. Иногда одна базовая школа, в том числе известная местная гимназия или лицей, организуют "сетевые курсы" для учеников сети близлежащих школ. Тогда учащиеся, уже будучи девятиклассниками, могут посещать курсы как в своей школе, так и в соседних образовательных учреждениях -по выбору.
- А может ли ученик вообще отказаться от посещения этих занятий? Курсы-то по выбору...
- Курсы по выбору, но их посещение входит в школьную программу и потому -обязательно. Эти сто часов предпрофильной подготовки являются частью обязательного учебного плана, потому избежать их не удастся.
- Рассмотрим такую ситуацию: в математический класс захотели податься 90% учащихся. Каковы дальнейшие действия преподавателей, будет ли в этом случае формироваться несколько математических классов?
- При поступлении в класс будет учитываться не только пожелание учеников и их родителей, важным фактором станут результаты итоговых экзаменов: они будут проводиться в чуть похожей на ЕГЭ форме, когда оценки выставляются по 30-бальной шкале, а принимают экзамен учителя, не знакомые с классом. Таким образом, мы уйдем от практики, когда свою работу оценивал сам учитель, подчас завышая оценки подопечных. Кроме того, при поступлении в профильный класс будет учитываться "портфолио" учащегося -индивидуальный "портфель" образовательных достижений, в котором отмечены результаты олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.
- На сегодняшнем этапе как встречают эксперимент его непосредственные участники - учителя?
- Многие учителя понимают, что пришло время перемен во всей образовательной системе. На межрегиональном семинаре, посвященном ходу эксперимента по предпрофильной подготовке и состоявшемся в декабре в Москве, нам удалось обсудить это с представителями 14 регионов России. Педагоги, правда, признавались, что поначалу боялись новшества - казалось, все эти инновации пригодны для столицы, но никак не для провинции, села или даже деревни... Но вот что удивительно - результаты по сельским районам у нас подчас лучше столичных. Видимо, в небольших населенных пунктах люди намного серьезнее подходят к образовательной новинке. Многие региональные представители благодарили нас за то, что мы дали им возможность поучаствовать в эксперименте.
- А не сопротивляются ли нововведению ученики и их родители?
- Отношение к профильному обучению на местах разное. Большинство учащихся и их родителей согласны с новым веянием. Есть, правда, и такие мамы-папы, которые, не зная, о чем идет речь, прямо с порога заявляли: учите моего ребенка так, как 20 лет назад учили меня. В подобных ситуациях учителям приходилось объяснять, аргументировать, доказывать родителям, что новая технология обучения лучше, что устаревшая методика уже не подходит для их чада.
- В конце 2003-2004 учебного года 29 тысяч учащихся перейдут в классы с разными профилями. Сейчас таких профилей насчитывается порядка 10-12, но готовы ли школы к такому нетрадиционному обучению?
- По большому счету - да. Есть трудности с материальной базой, но они постепенно решаются. Были опасения и по поводу специализированных кадров, но они оказались беспочвенными, педагогов в системе образования достаточно. До сих пор, правда, не до конца решен один из насущных вопросов: каким должен быть объем знаний выпускника по профильным и непрофильным предметам. Причем с последними сложнее -педагогу легче преподавать математику в профильном классе, чем в непрофильном. И дело не в просто профессиональной гордости -мол, мой предмет самый важный. Вопрос в том, что не до конца разработана сама методология. Как, например, учить балерину химии? Должна ли она знать только элементарные и главные основы предмета? Каковы они? Как быть, если обстоятельства заставят ее сменить профиль? На сегодня это наша самая большая головная боль.
- Если порассуждать более масштабно: зачем все это? Ведь аргумент, что профильное обучение помогает разгрузить учащихся - не очень оправдывает себя. Исследования показывают, что нагрузка остается прежней.
- Меняется время - должна меняться школа. Это принцип, на котором основана вся концепция модернизации российского образования. Сегодня мы учим и воспитываем детей по практически изжившей себя устаревшей схеме: "всех всему и одинаково". Получается, что при таком фронтальном, унифицированном подходе мы игнорируем реальные различия в интересах и возможностях ребят. Введение профильного обучения поможет школе вернуть образовательную функцию, полноценно подготовить школьника к дальнейшему пути - будь это работа или обучение в вузе. У нас уже есть опыт некоторых регионов в части массового профильного обучения, который позволяет нам быть оптимистами.