• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Столица заплатит за свое образование. Приняты поправки к закону "О развитии образования в Москве"

КоммерсантЪ. 2004. № 240. 23 декабря

...Экс-советник министра образования, директор московской школы № 1060 Анатолий Пинский считает при этом, что "никакого бюджетного героизма в таком решении нет". "Москва всегда финансировала свои школы самостоятельно. Как регион-донор, никогда не получала субвенций от государства. Мосгордума просто сохранила прежний бюджет на образование". По мнению господина Пинского, "идеология административной реформы такова, что если власть требует чего-то от региона, она обязана обеспечить его собственными деньгами". Москва, по мнению директоров столичных школ, просто не могла отказаться от статьи в бюджете по льготам на образование...

Мосгордума приняла поправки к законам "О развитии образования в городе Москве" и об "Общем образовании в городе Москве". После того как в августе Госдума изменила федеральное законодательство в сфере образования, лишив с 1 января 2005 года школы прежней доли госбюджета, Москва обязалась взять эти расходы на себя. Директора московских школ считают, что никакого героизма тут нет. Как регион-донор, Москва всегда платила своим школам самостоятельно.

Сохранение льгот - "политическое" решение, которое обойдется властям дешевле социального недовольства.
Закон "Об образовании" 1992 года, в котором были заложены прежние правила финансирования отрасли, подразумевал, что образование станет приоритетом госполитики. Школы могли претендовать не только на полное финансирование из госбюджета и налоговые льготы, но и на дополнительные субсидии в случае, если обучают особые категории детей - например, инвалидов или одаренных школьников. Федеральные законы, принятые в этом году, - "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" , - исходя из общей идеологии по уменьшению расходов госбюджета, лишили российские школы всех льгот. Более того, они упразднили госфинансирование тех школ, которые, по мнению чиновников, способны зарабатывать и самостоятельно. Госсредств лишились в первую очередь частные школы, до сих получавшие из федеральной казны до 30 % своего бюджета. Министр образования Андрей Фурсенко накануне вступления законов в силу и вовсе призвал население "не спешить с поступлением в частные школы - они плохо учат".
Директора специализированных и коммерческих школ Москвы отреагировали на новые правила игры быстрее коллег из регионов. По словам чиновников департамента образования, их "просто забросали письмами с просьбой сохранить прежнее финансирование". На защиту частных школ встал даже патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В реестр коммерческих учебных заведений попали и религиозные школы, а представители РПЦ напоминали, что именно благодаря негосударственному статусу религиозных школ государственное образование в России может называться светским. И все же последнее слово в споре за финансы оставалось за мэром Москвы Юрием Лужковым. Обращаясь к педагогам на августовском педсовете, он пообещал, что финансирование московских школ сохранится в прежнем объеме.
"Департамент финансов столицы, похоже, был рад изменению федеральных законов, - рассказывает депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. - Но заявление мэра было определяющим, и в бюджет-2005 фактически были заложены деньги под нынешние траты города на образование". Вчера депутаты Мосгордумы приняли поправки в закон "О развитии образования в Москве" , который сохраняет прежнее финансирование коммерческих школ и семейного (индивидуального) образования - на эти цели выделено порядка 250 млн руб. , повышенное финансирование для кадетских корпусов, "школ здоровья" (для детей с ослабленным здоровьем), специализированных классов и школ, надбавки для лицеев и гимназий и экспериментальных школ (надбавки для "нестандартных" школ достигают 15 % их финансирования).
Экс-советник министра образования, директор московской школы № 1060 Анатолий Пинский считает при этом, что "никакого бюджетного героизма в таком решении нет". "Москва всегда финансировала свои школы самостоятельно. Как регион-донор, никогда не получала субвенций от государства. Мосгордума просто сохранила прежний бюджет на образование". По мнению господина Пинского, "идеология административной реформы такова, что если власть требует чего-то от региона, она обязана обеспечить его собственными деньгами". Москва, по мнению директоров столичных школ, просто не могла отказаться от статьи в бюджете по льготам на образование. Это был не столько экономический, сколько политический шаг: "дешевле" было сохранить льготы. "Доля расходов Москвы на образование не больше 10 % бюджета, а в недоходных регионах - до 25 %, школа и ЖКХ всегда съедают большую часть бюджета бедных областей, - объясняет господин Пинский. - Вот если бы Москва увеличила долю бюджета образования до четверти, как в Брянске, она бы совершила подвиг".