• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вузам скоро некого будет учить Минобразования не справилось с госзаданием

КоммерсантЪ. 2004. № 24. 11 февраля

...Между тем, как рассказала "Ъ" замдиректора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, в этом году пятиклассников уже меньше, чем бюджетных мест в государственных вузах. Если тенденция увеличения бюджетных мест сохранится, то уже через пять лет многие региональные высшие учебные заведения окажутся в плачевном состоянии. Так, например, в 2003 году количество всех выпускников школ Карелии было меньше, чем бюджетных мест в Петрозаводском университете...

Вчера на коллегии Министерства образования чиновники обсуждали план приема в вузы. Докладчики объясняли министру Владимиру Филиппову, что, согласно государственному заданию, количество бюджетных мест должно быть увеличено. В результате их подсчетов сложилась парадоксальная картина: в будущем бесплатных мест будет намного больше, чем абитуриентов. В этом случае вузы лишатся возможности принимать студентов на коммерческой основе. Министр Владимир Филиппов категорически не согласился делать высшее образование бесплатным и отправил своих подчиненных все пересчитывать.

"К 2013 году количество выпускников школ сократится на треть, уже в этом году детей, заканчивающих 11-й класс, стало на 40 тыс. человек меньше, чем в 2003 году", - пессимистично начал свой доклад заместитель начальника управления экономики Михаил Суровов. По подсчетам сотрудников управления экономики, бюджетные места в госвузах по сравнению с 2003 годом необходимо увеличить на 2, 8% (в 2003 году на 694, 2 тыс. поступающих в вузы бюджетных мест было 594, 4 тыс., в 2004 году на 686 тыс. абитуриентов планируется 610 тыс. бюджетных мест). "Как это "увеличить места"! Вы чем это обосновываете?" - искренне удивился министр. "У нас же госзадание", - начал оправдываться докладчик. "Вы вообще-то соотносите цифры, - возмутился министр. - Какие у нас приоритетные специальности и сколько мы должны выделить мест на них?" - "Я не считал", - честно признался господин Суровов. "Сядьте и подсчитайте", - строго сказал министр. Экономист ушел считать. Как пояснил "Ъ" после заседания господин Суровов, министр просто не разобрался в цифрах. Увеличивать бюджетные места надо потому, что существует распоряжение правительства, так называемое государственное задание. По его словам, до 2006 года уменьшения количества мест в вузах не предусмотрено.
Между тем, как рассказала "Ъ" замдиректора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина, в этом году пятиклассников уже меньше, чем бюджетных мест в государственных вузах. Если тенденция увеличения бюджетных мест сохранится, то уже через пять лет многие региональные высшие учебные заведения окажутся в плачевном состоянии. Так, например, в 2003 году количество всех выпускников школ Карелии было меньше, чем бюджетных мест в Петрозаводском университете.
Уже сейчас, по данным Института развития образования, региональные вузы из-за увеличения бюджетных мест и, соответственно, сокращения количества обучающихся на коммерческой основе были вынуждены поднять стоимость обучения вдвое. По закону "Об образовании" вуз не может принимать студентов на коммерческой основе, если есть свободные бюджетные места. Между тем за бюджетного студента государство платит вузу в среднем около 20 тыс. рублей в год, тогда как платный студент приносит как минимум в два раза больше. Деньги из внебюджетной сферы, то есть те, которые приносят студенты, в основном тратятся на развитие вузов. Так, по мнению госпожи Абанкиной, при большом количестве бюджетных мест вуз не сможет поддерживать материально-техническую базу на должном уровне. В такой ситуации при общей доступности образования его качество значительно ухудшится. Выжить смогут только крупные вузы, такие, как МГУ, МГТУ имени Баумана, Санкт-Петербургский университет или Высшая школа экономики.
Впрочем, как считает министр образования Владимир Филиппов, подход его подчиненных к этой проблеме оказался "по старинке ведомственным". Поэтому министр призвал всех докладчиков и по вузам, и по начальному и среднему образованию до 5 марта "переосмыслить ситуацию, наметить приоритеты и реальные тенденции. О результатах доложить".