• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почем нынче студент?

Парламентская газета. 2005. № 20. 3 февраля

...Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования
ГИФО сегодня - это только 50-60 процентов затрат на обучение одного студента. Сюда входят только зарплата преподавателей и еще некоторые статьи. По другим статьям расходов на студента вуз получает деньги от государства по сметному финансированию. И получается, что вуз пока живет по разным системам, что усложняет работу...

Сейчас студенческая братия делится на тех, обучение которых полностью финансируется из государственного бюджета, и тех, кто сам платит за обучение.
Ушедший год для отечественного образования ознаменовался одним не очень громким, но значимым событием - окончился первый этап эксперимента по переходу вузов на финансирование с использованием государственных именных финансовых обязательств, или сокращенно ГИФО.
ГИФО - это свидетельство о результатах единого госэкзамена (ЕГЭ), сданного гражданином, с записью, которая удостоверяет категорию госименных финансовых обязательств. Оно служит основанием для перечисления высшему учебному заведению бюджетных средств на обучение гражданина в течение всего срока обучения. Величина финансового обеспечения определяется на основе категории, их во время эксперимента было установлено пять: самые высокие результаты ЕГЭ удостаивались первой, самой "дорогой" категории, а за самые низкие назначали пятую.
Нововведение должно действовать следующим образом. С одной стороны, вуз назначает определенную плату за обучение по специальностям. С другой стороны, абитуриент, имеющий государственное обязательство определенной категории, тем самым имеет гарантию того, что государство готово платить за его обучение деньги в количестве, указанном на госименном финансовом обязательстве. Чем больше студентов с "дорогим" ГИФО приходят в институт, тем больше денег из федерального бюджета на обучение студента получает вуз.
При этом меняется способ оплаты обучения. Сейчас студенческая братия делится на тех, обучение которых полностью финансируется из государственного бюджета, и тех, кто платит за обучение самостоятельно. Кроме того, есть некоторая часть студентов, которые согласно законодательству РФ могут поступать в вуз без экзаменов или вне конкурса.
После введения системы картина становится другой. По-прежнему остаются студенты, обучение которых полностью оплачивается из госбюджета. Ими станут те, кто получит обязательство первой или второй категории, финансового обеспечения которых, как правило, достаточно, чтобы оплатить обучение в вузе. Кроме того, остаются льготники, которым планируется присваивать вторую категорию, а также, по всей вероятности, и полные "контрактники". Но предлагается и другая возможность: те студенты, ГИФО которых не может полностью покрыть стоимость за обучение в вузе, могут все же учиться по выбранной специальности в институте на частично платной основе. Для этого им придется из собственных средств оплачивать разницу между стоимостью обучения и размером своего госименного финансового обязательства.
Так при первом приближении выглядит новая система, которую также называют нормативно-подушевым финансированием.
Впрочем, система, которая пока и на бумаге-то не выглядит очень гладко, при внедрении в жизнь вызовет множество проблем. Прежде всего уже сейчас понятно, что повсеместное введение ГИФО невозможно раньше окончательного утверждения единого госэкзамена. Пока этого не произошло, "делать революцию" - проводить эксперимент - можно только в отдельно взятом регионе.
Такой эксперимент по переводу государственных вузов на финансирование с использованием государственных именных финансовых обязательств в некоторых регионах продолжается уже третий год. Он осуществляется в рамках принятой в 2001 году Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
В 2004 году в эксперименте участвовали шесть вузов из трех субъектов РФ: Марий Эл, Чувашии и Якутии. Всего в 2004 году на обучение были приняты 12 548 студентов. Из них "первая категория" составила 1099 человек, то есть около 9 процентов. Самыми многочисленными оказались выпускники, получившие третью категорию, - 5879 человек, или 47 процентов. Меньше всего, как и следовало ожидать, тех, кто получил пятую категорию, - всего 550 человек, то есть чуть более 4 процентов.
Общая сумма бюджетных средств, обеспечивающих исполнение финансовых обязательств, составила 64 100 900 рублей. За сертификат первой категории давалось 12 500 рублей, второй - 7200 рублей, третьей и четвертой - 3000 и 2000 рублей соответственно. Наконец, абитуриент пятой категории приносил вузу 700 рублей.
Надо отметить, что финансовое обеспечение первых трех категорий ГИФО могло увеличиваться на 5000 рублей, если абитуриент поступал на специальность, особо значимую для социально-экономического развития региона. Перечень этих специальностей устанавливали сами регионы. Делалось это для того, чтобы привлечь сильных ребят к некоторым важным для региона профессиям, куда по каким-либо причинам абитуриенты не идут.
Было введено еще одно немаловажное требование. Участвующие в эксперименте вузы были обязаны обучать без доплаты не менее 50 процентов первокурсников каждого набора, при этом не менее 25 процентов от общего числа студентов, зачисленных в вуз по каждой специальности. Это было необходимо для соблюдения положений Конституции, где право на бесплатное, оплачиваемое из госбюджета образование гарантируется всем гражданам России, а также закона об образовании, который предусматривает, что за счет федеральных средств в государственных вузах финансируется обучение не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих в РФ.
Основной вывод, к которому пришли и участники, и разработчики эксперимента, достаточно прост: главная проблема - малая финансовая обеспеченность.
В общем-то эта малая финансовая обеспеченность во многом проистекает из того, что ГИФО пока используется только наполовину. В идеале оно должно компенсировать все текущие расходы на обучение студента, за исключением стипендий. Но пока в его обеспечение входит только часть текущих расходов.
Нововведение связано и с другими проблемами. Так, например, современное бюджетное законодательство не поддерживает такую смешанную модель, которую предлагают финансисты. Сейчас бюджетная и внебюджетная составляющие деятельности вузов жестко разделены, а в новой системе они перемешиваются, появляются частично платные студенты. Прямого запрета на это нет, но все инструкции предполагают разделение этих двух составляющих и из-за этого усложняется отчетность.
Эксперимент будет продолжен, хотя уже с некоторыми изменениями.

***
Комментарий специалистов
Татьяна Абанкина, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования
ГИФО сегодня - это только 50-60 процентов затрат на обучение одного студента. Сюда входят только зарплата преподавателей и еще некоторые статьи. По другим статьям расходов на студента вуз получает деньги от государства по сметному финансированию. И получается, что вуз пока живет по разным системам, что усложняет работу. А когда система начнет испытываться на более широком полигоне, то надо ожидать и других трудностей. Так, например, сегодня очень сильна дифференциация между финансированием вузов. Если пересчитать бюджетное финансирование вузов в расчете на одного студента, то разница между рваными институтами будет очень большой - фактически в пять - семь раз. Это связано и с тем, что по отдельным специальностям подготовка стоит дороже, и с тем, что вузы находятся в разных климатических поясах, и так далее. А сумма ГИФО фиксирована. Поэтому в дальнейшем с распространением системы, видимо, на первых порах придется предусмотреть создание некоего стабилизационного фонда, с помощью которого можно было бы компенсировать недофинансирование каких-то вузов.
Исаак Калина, директор Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ
Наша задача - совершенствовать предложенный механизм. И план министерства - продолжать эксперимент. Конечно, не очень хорошо, что в нем участвуют только шесть вузов из трех регионов, и интерпретировать его результаты и делать на их основе выводы на всю Россию очень сложно. Но именно из-за этого эксперимент нуждается и в продолжении, и в модернизации. Если появятся предложения о более эффективных механизмах финансирования студентов высшего образования, мы с удовольствием примем более эффективную модель. Но, конечно, ГИФО не будет единственным средством финансирования высших учебных заведений. Те расходы, которые не включены в нормативно-подушевое финансирование, будут покрываться за счет местного.