• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа "Меркантильный разговор"

Эхо Москвы. 2004. № 12:10-12:45. 23 февраля

В гостях: Михаил Бергер, Анатолий Пинский, Борис Старцев
Эфир ведет Ольга Бычкова

О. БЫЧКОВА – Добрый день, несмотря на выходной день у нас сегодня "Меркантильный разговор" в эфире, потому что меркантильным разговорам всегда найдется место.
М. БЕРГЕР – Деньги каждый день.
О. БЫЧКОВА – Это Михаил Бергер, гл. редактор "Еженедельного журнала", добрый день.
М. БЕРГЕР – Добрый день.
О. БЫЧКОВА – И гости у нас сегодня в студии, говорить мы будем на тему о том, сколько стоит поступление в вуз, февраль, уже осталось несколько месяцев до абитуры, до всей этой ужасной горячей поры, особенно для родителей, может быть, даже больше, чем для детей, которые поступают, но это мое мнение. Анатолий Пинский, директор московской школы 1060.
А. ПИНСКИЙ – Добрый день.
М. БЕРГЕР – И советник министра образования.
О. БЫЧКОВА – И Борис Старцев, обозреватель "ЕЖ". Добрый день.
Б. СТАРЦЕВ – Добрый день.
О. БЫЧКОВА – Может быть, мы сразу, Миша, зададим вопрос нашим слушателям?
М. БЕРГЕР – Да, конечно, давайте попробуем. Итак, мы сегодня говорим о расходах на образование или возможности избежать этих расходов вообще, как-то построить свою жизнь. И вопрос наш выглядит следующим образом, дорогие наши радиослушатели, готовы ли вы доплачивать какие-то деньги, хоть как-то участвовать материально в повышении качества образования?
О. БЫЧКОВА – С одной стороны, неважно, какие, мы там не говорим о конкретных суммах, но все-таки.
М. БЕРГЕР – Или нет, ни при каких обстоятельствах вы не готовы участвовать в повышении подготовительных знаний при поступлении в вуз?
О. БЫЧКОВА – Но все-таки мы имеем в виду, Миша, не реальные деньги, которые нужно доплачивать за качественное образование, не купить дополнительный набор скрепок.
М. БЕРГЕР – Нанять репетитора, послать на специальные курсы или еще что-нибудь сделать, повести в какую-нибудь дорогую школу, неважно.
О. БЫЧКОВА – Эти варианты мы сейчас и будем обсуждать. Я же хотела бы начать вот с чего. Вопрос, может быть, наивный глубоко, но развейте тогда мои иллюзии, а, может быть, все-таки я не настолько права, задавая этот вопрос, а на самом деле, господин директор школы, скажите пожалуйста, можно ли сегодняшнему будущему абитуриенту сесть, все выучить, 250 билетов, и поступить в вуз при том, что его родители не потратят на это ни копейки?
М. БЕРГЕР – И он не потратит, и дядя не потратит.
О. БЫЧКОВА – Никто не потратит, а он просто сядет, все выучит, хорошо ответит, получит пятерки и станет хорошим студентом?
А. ПИНСКИЙ – Я отвечу, может быть, даже чуть крепче, чем это предполагалось в вопросе, потому что, конечно, поступить можно, не выучивая ничего. Ибо число мест на первых курсах российских вузов сегодня сравнялось с количеством выпускников 11 классов. Конечно, есть давление тех людей, которые поступают не сразу после 11-го, а кто-то после армии, по второму кругу. Но фактически уже по порядку эти величины равны, поэтому если люди не будут выучивать ничего, то вузы, разумеется, все равно их будут принимать. Здесь вопрос, на мой взгляд, не о факте, поступит или не поступит, а вопрос, поступишь куда? Т.е. в плохонький вуз, конечно, можно поступить как угодно.
М. БЕРГЕР – Куда-нибудь уехать из Москвы, в областной пед. можно смело.
А. ПИНСКИЙ – Конечно.
О. БЫЧКОВА – Даже в Москве. Т.е. вы хотите сказать, что количество вузов в нашей стране увеличилось за счет плохоньких?
А. ПИНСКИЙ – Я хочу сказать, что количество вузов у нас, с одной стороны, государственных практически не меняется, число частных негосударственных вузов постепенно подрастает, но самое важное, что из-за демографии падает число детей. А поскольку вузовская сеть не меняется, то, естественно, падение числа детей делает конкуренцию все ниже. Но конкуренция за престижные вузы и факультеты становится выше. Поэтому это вопрос не столько количества.
М. БЕРГЕР – А неравномерного спроса.
А. ПИНСКИЙ – Да, совершенно точно.
О. БЫЧКОВА – Я сразу задам вопрос с пейджера, который пришел к нам еще до начала этого разговора. Сергей называет вещи своими именами, наш слушатель, почему при большом количестве платных вузов сохранились взятки за поступление?
А. ПИНСКИЙ – Это сложный вопрос. Я бы сказал так, во-первых, одна из причин взяток состоит в том, что, если людям хочется давать по жизни взятки, то они это делают. Представьте себе, вам нужно, предположим, решить какой-то вопрос по части своего ЖЭКа или здоровья близкого человека, у большого числа людей будет просто инстинкт найти, кому можно немного дать, чтобы вопрос решился. Согласитесь, этот инстинкт жив.
О. БЫЧКОВА – Этот инстинкт, который воспитан, он не является безусловным. Воспитан окружающей действительностью.
М. БЕРГЕР – Насколько я понимаю, даже платные места в престижных вузах тоже бывают ограничены и не бесконечны.
А. ПИНСКИЙ – Конечно.
М. БЕРГЕР – И чтобы как-то улучшить конкурентные позиции, может быть, там люди платят. Я хотел бы вернуться к первому вопросу, если позволите, сформулировать ответ. Итак, можно поступить без участия денег, без особых усилий, если вы готовы получать не престижное образование.
Б. СТАРЦЕВ – Совершенно верно. Но проблема еще в том, что, если человек поступает в престижный вуз, то в этом престижном вузе ему, может быть, выгоднее будет дать взятку, потому что эта взятка будет заведомо ниже, чем стоимость обучения в этом престижном вузе в течение пяти лет. Возьмем, например, РЭИ им. Плеханова, 5 тыс. долларов в год, 25 тыс. долларов за 5 лет. Взятка, я думаю, вряд ли будет 25 тыс. долларов.
М. БЕРГЕР – Половину, я думаю.
Б. СТАРЦЕВ – Экономия.
О. БЫЧКОВА – Борис Старцев, самое время сейчас вам вступить, как бы систематизировать все эти вопросы. Варианты поступления, варианты разных вузов, варианты оплаты.
Б. СТАРЦЕВ – Давайте скажем о другом, какие бывают варианты подготовки в вуз любой, престижный, не престижный.
М. БЕРГЕР – Перед этим мы спросим у нашего гостя, а не поздно ли начинать готовиться в вуз? Сейчас февраль, может, пора уже кидаться искать репетиторов и подготовительные курсы или уже бесполезно, бессмысленно?
А. ПИНСКИЙ – Если по уму, то, конечно, готовиться надо было бы пораньше, с началом года многие ребята готовятся с 10-11 классов, даже двухгодичные курсы есть. Но, конечно, есть и краткосрочные курсы, строить контакт с вузом и с его отдельными представителями в той логике, которую мы обсуждали чуть раньше, ее можно, в сущности, и 30 июня решить. Поэтому я бы сказал, никогда не поздно, но те, кто еще это не начали, я имею в виду содержательную подготовку по конкретным предметам, конечно, нужно побеспокоиться.
М. БЕРГЕР – Т.е. еще можно успеть?
А. ПИНСКИЙ – Да, можно.
М. БЕРГЕР – Итак, варианты Бориса Старцева.
Б. СТАРЦЕВ – Варианты подготовки. Это, на самом деле, довольно банально, все об этом знают, но, тем не менее, систематизируем. Первый вариант – это очень хорошо учиться в школе и самому дополнительно читать учебники.
О. БЫЧКОВА – Причем не только в последнем классе.
Б. СТАРЦЕВ – Т.е., когда я учился в школе 15 лет назад, были определенные ребята, которые сами учились и сами поступали.
М. БЕРГЕР – Не всем подходит этот способ.
Б. СТАРЦЕВ – Да, и у меня есть ощущение, когда я учился в конце 80-х – начале 90-х, коррупция в вузах не была еще такой ужасной, как сейчас, и тогда поступить было проще. Анатолий Аркадьевич, может быть, вы с этим согласитесь?
А. ПИНСКИЙ – Коррупция была поменьше.
О. БЫЧКОВА – Динамика отрицательная.
Б. СТАРЦЕВ – Поэтому сейчас таких ситуаций, наверное, меньше. Второй вариант – это пойти на подготовительные курсы при вузах.
М. БЕРГЕР – Это платная история.
Б. СТАРЦЕВ – Да, это история платная, но, тем не менее, подготовительные курсы при вузах, цена там не настолько высока, поскольку обучение происходит в больших группах. Это потоки, семинары там по человек 10-20.
М. БЕРГЕР – При этом очень полезно, на самом деле.
Б. СТАРЦЕВ – Однозначно, т.е. пока не ввели ЕГЭ, каждый вуз выдвигает на вступительных экзаменах свои требования, свои билеты, делает акцент на тех или иных проблемах по тому или иному предмету, поэтому нужно знать требования конкретного вуза. Это главная проблема, что математика сегодня в МГУ одна, а в Высшей школе экономики другая. Сочинения в МГУ одни, а в каком-нибудь техническом вузе экзамен по русскому языку – изложение.
О. БЫЧКОВА – Т.е. это уже целенаправленная работа.
Б. СТАРЦЕВ – Есть еще лицейский класс при вузах. Раньше было разрешено министерством образования устраивать совмещенные экзамены, сейчас, по-моему, они отменены.
А. ПИНСКИЙ – Заканчиваются.
Б. СТАРЦЕВ – Эту лавочку министр образования решил прикрыть. И наконец, есть третий вариант, то, с чего мы начали говорить, это занятия с репетиторами из конкретного вуза, индивидуальные занятия в малых группах по несколько человек. Такие репетиторы берут за свою работу, за свои услуги огромные деньги, по нынешним меркам, т.е. по разной информации, если говорить об МГУ, одно занятие по одному предмету, 2 академических часа, полтора часа астрономических, они стоят от 40 долларов до 80 евро.
О. БЫЧКОВА – Цена тоже астрономическая.
Б. СТАРЦЕВ – Есть тенденция перехода к евро, что очень занятно. Но в данном случае такие репетиторы, возможно, учат человека очень неплохо. Я сам занимался с репетиторами из МГУ, когда поступал, я этим репетиторам благодарен не только за то, что они меня отчасти подстраховали на экзаменах вступительных, но и они действительно хорошо учили. Хорошие методисты.
М. БЕРГЕР – Обучают учиться, кроме всего прочего.
О. БЫЧКОВА – Борис, тут тоже есть подвиды – репетиторы, которые репетируют, и репетиторы, которые подстраховывают.
Б. СТАРЦЕВ – Можно применять такой термин, псевдорепетиторство, когда преподаватель из вуза берет деньги не столько за знания, не только за знания, но и за то, что он человека страхует на вступительных экзаменах, за поддержку на экзаменах. Т.е. может подготовить настолько хорошо, что он и так поступит. МГУ, где известно, что репетиторов много, очень многие абитуриенты поступают с их помощью, остается не самым плохим вузом, учатся там явно не дураки. Не исключено, что это заведомо так, что готовят людей все-таки хорошо. Но страховать их тоже нужно, чтобы избежать различных случайностей на экзаменах. За это, собственно, такие огромные деньги берутся, потому что не может урок по литературе, по математике, по русскому языку стоить 80 евро за полтора часа. Это просто какие-то бешеные цены.
О. БЫЧКОВА – Сразу с пейджера реплика, просто хочу ответить Константину из Москвы: "мы с братом, закончив бесплатную школу, номер гимназии 1567, не потратив ни рубля, поступили на два престижных факультета Бауманского, учимся бесплатно, знаний, которые нам дали в школе, оказалось вполне достаточно для этого; говоря о необходимости платить, вы оскорбляете тех ребят, которые просто хорошо учатся, ничего не платят". Константин, если мы кого-то оскорбили, но мы совсем не собирались этого делать. Мы обсуждаем ситуацию, которая существует.
Б. СТАРЦЕВ – К слову, я могу сказать, что 1567 – это одна из элитных гимназий Москвы, если я не ошибаюсь, на Кутузовском проспекте находится, там очень хорошая подготовка.
А. ПИНСКИЙ – Михаил начал именно с первого тезиса, что первый путь – это просто хорошо учиться в школе.
Б. СТАРЦЕВ – И Бауманка – это все-таки не настолько престижный вуз.
О. БЫЧКОВА – Все-таки это серьезное заведение.
Б. СТАРЦЕВ – Высокого спроса, но это все равно технические специальности.
О. БЫЧКОВА – Я просто хочу еще раз сказать, Константин, мы действительно этические моменты стараемся не обсуждать, мы обсуждаем существующую реальность, это "Меркантильный разговор". Хотим мы, не хотим, но она такова, нужно все это учитывать в жизни. Значит, Борис Старцев, обозреватель "ЕЖ", помог нам систематизировать проблему, теперь, скажите пожалуйста, какой путь является самым распространенным? Потому что понятно, что, например, поступить в Московский университет, не обладая очень большими золотыми медалями, знаниями и всем прочим, по крайней мере, суперскими, которые требует это учебное заведение, действительно, трудно и требует серьезных вложений от родителей.
М. БЕРГЕР – Какова ваша статистика ваших наблюдений? Люди поступают, кто просто хорошо учился, кто работал с репетиторами, был на подготовительных курсах?
О. БЫЧКОВА – Какая схема наиболее распространенная?
А. ПИНСКИЙ – Мне трудно сейчас об этом сказать за всю Россию. Но по наблюдениям, как вы говорите, самая распространенная такая, что ребенок учится в школе, берется за ум, определяется, куда он собирается идти дальше, записывается на подготовительные курсы. То, о чем говорил Михаил Львович, как путь относительно открытый и не очень дорогой.
О. БЫЧКОВА – И это работает?
А. ПИНСКИЙ – Это работает, Андреевич это работает, так что дети в 11 классе уже редко посещают школу, центр тяжести у них там.
М. БЕРГЕР – Вы сквозь пальцы на это смотрите?
А. ПИНСКИЙ – Сейчас многие школы на это вынуждены смотреть сквозь пальцы.
М. БЕРГЕР – В интересах детей.
А. ПИНСКИЙ – Да, это любой директор вам скажет, что в 11 классе они уже на полуэкстернате.
Б. СТАРЦЕВ – Экстернат сейчас очень популярен.
А. ПИНСКИЙ – Это, я считаю, такой наиболее привычный путь. Мы забыли сказать еще об одном способе, это так называемое централизованное тестирование, в эту систему вписано немало вузов, может быть, не самых-самых лучших.
М. БЕРГЕР – Можно написать в марте сочинение.
А. ПИНСКИЙ – Математику.
Б. СТАРЦЕВ – Все предметы.
М. БЕРГЕР – И с этим сертификатом прийти в любой вуз.
А. ПИНСКИЙ – Те вузы, которые акцептировали эту систему, это не самые престижные вузы, не верхушка, но это уже немало вузов. Вводимый ЕГЭ до некоторой степени как раз будет развитием этой системы. Для ряда детей, моих выпускников, я нескольких спрашивал – ты как поступил – я поступил по ЦТ – по централизованному тестированию. Оно платное, но оно очень дешевое.
М. БЕРГЕР – Оно по отдельным предметам или по всему комплексу?
Б. СТАРЦЕВ – По всем предметам, в том числе по иностранному языку.
М. БЕРГЕР – Моя дочь поступала, правда, это было 6 лет назад, в Высшую школу экономики, вполне престижный вуз, сочинение – единственный экзамен, на который можно было прийти с этим сертификатом, ничего другого нельзя.
Б. СТАРЦЕВ – Так, кстати, часто бывает, вузы говорят, что такой-то предмет по ЦТ мы засчитываем, а остальные не засчитываем.
О. БЫЧКОВА – Я не хотела бы сейчас углубляться в проблему единого экзамена, потому что это отдельная история, там много разных аргументов и за, и против, единственное, что я хотела бы спросить у Анатолия Пинского сейчас, в условиях, когда некая такая ситуация неопределенности есть, то его объявляют, то его отменяют, то Москва отказывается от этого, то проводятся эксперименты, просто как на это реагировать поступающим ученикам и их родителям, к чему готовиться, к чему быть готовыми?
А. ПИНСКИЙ – Я боюсь, что здесь прямой совет уже сложен, потому что поезд уехал, дело в том, что Москва как регион в этом году отказалась участвовать в эксперименте.
М. БЕРГЕР – Законен такой отказ?
А. ПИНСКИЙ – Да, по существующим правилам игры решение о вступлении в эксперимент по ЕГЭ принимается властью региона, имеет право отказаться. Но для отдельных физических лиц, выпускников школ Москвы, министерство, и Москва с этим согласилась, будет проводить само добровольный ЕГЭ по естественнонаучным предметам и математике, русскому языку.
М. БЕРГЕР – Т.е. в этом участвовать может любой желающий?
А. ПИНСКИЙ – В этом участвовать может любой желающий, сейчас министерство ожидало, что будет 5, максимум 10 тыс. записавшихся. На сегодняшний день записалось 23 тыс. старшеклассников, 11-классников, и министерство сейчас в больших опасениях, что оно не сможет технологически переварить.
М. БЕРГЕР – Сколько выпускников в год?
А. ПИНСКИЙ – Порядка 70.
Б. СТАРЦЕВ – Почти две трети.
О. БЫЧКОВА – Давайте мы сейчас прервемся, есть еще ряд вопросов, которые нужно обсуждать более подробно. Мы вернемся к теме, сколько стоит поступление в вуз, через несколько минут после выпуска новостей и рекламы.
НОВОСТИ
О. БЫЧКОВА – Мы продолжаем наш "Меркантильный разговор", директор московской школы 1060 Анатолий Пинский, обозреватель "ЕЖ" Борис Старцев в нашем эфире. Как обычно, Михаил Бергер, гл. редактор "ЕЖ", мы говорим о том, сколько стоит поступление в вуз. Из предыдущей части нашего разговора много разных выводов делают наши слушатели, разные реплики и вопросы продолжают идти на наш эфирный пейджер. Мы говорили, например, о деньгах, которые приходится платить родителям поступающих или им самим, может быть, и разные варианты того, как это происходит. Андрей пишет – "я не хотел бы лечиться у врача, которого подстраховывали на экзаменах, как одного из ваших гостей, а вы?" Андрей задает мне вопрос. Я, в общем, Андрей, могу вам сказать, что, с одной стороны, конечно, я главным образом не хотела бы лечиться у врача, которого подстраховывали при получении диплома.
М. БЕРГЕР – Это важная вещь.
О. БЫЧКОВА – Когда, например, люди поступают с какими-то такими вариантами, то это часто говорит не о том, что у них проблема, а о том, что есть проблемы в этой системе.
М. БЕРГЕР – Я хотел поддержать эту мысль, важно ведь не то, как человек входит в вуз, а важно, как он выходит, потому что, на самом деле, за взятку можно поступить, а в хорошем вузе учиться невозможно, его обязательно отшибут на первой сессии, на второй сессии, он не доживет, тот человек, которого вы боитесь, в медицинском вузе, там нужны конкретные знания, там за счет сообразительности не вылезешь. В хорошем, еще раз повторяю, вузе с репутацией такой человек не доберется. А здесь это вариант очень дорогого транквилизатора. Есть люди, которые психологически не стыкуются со стрессовой системы сдачи экзаменов. Плохо, вообще взятка на экзамене вступительном – это коррупция, ужасно. Но мы просто говорим о тех явлениях жизни, которые есть, не поддерживая их, не имея возможности как-то их победить.
Б. СТАРЦЕВ – До этого был вопрос, что я поступил за взятку и пытаюсь это скрыть. В том-то и проблема, что я скрыть это не пытаюсь, как я поступал, это не в чистом виде взятка, а это взятка в рассрочку. Я просто занимался с хорошими репетиторами по литературе и по английскому языку. Эти репетиторы, у меня есть ощущение, что они меня так подготовили, что, может быть, я поступил бы и без страховки. Единственная страховка, которая у меня была на экзамене по литературе, я знал заранее темы сочинений, т.е. я знал 21 тему, из них были три.
М. БЕРГЕР – Такое спортлото.
Б. СТАРЦЕВ – Конечно, чтобы я не вышел перед экзаменом и сказал – я знаю темы сочинений.
О. БЫЧКОВА – И будет вам 21 сочинение, выбирайте, какое вам понравится.
Б. СТАРЦЕВ – По каждому периоду по 7 тем, естественно, я эти темы проработал, причем так получилось, что ровно та тема, которую я лучше всего знал, просто наизусть мог сочинение, так я все это дело любил, она и вышла. А на английском языке было проще.
О. БЫЧКОВА – Мы поняли, вы учились, все хорошо, вам поверим.
М. БЕРГЕР – Анатолию Пинскому у меня такой вопрос, некоторые вузы имеют базовые школы. Имеет это смысл, помогает это при поступлении? Если в школу приходят преподаватели из этих вузов, просят родителей немножко доплатить за лекции профильных преподавателей? Эта система себя оправдывает, насколько она законна, эффективна?
А. ПИНСКИЙ – Как я уже сказал в начале передачи, оно влияет на эту ситуацию. Дело в том, что сейчас практика так называемых договорных школ, базовых школ завершается. Сейчас завершаются последние договоры, которые были два года назад с детьми заключены. Понимаете, ведь в чем дело, скажем, вузы Петербурга, федеральные вузы по большей части, или Москвы не только для петербуржцев или москвичей, они для всех россиян.
М. БЕРГЕР – И получается неравная конкуренция.
А. ПИНСКИЙ – Как раз министерство сделало это непопулярное решение, на мой взгляд, правильное.
М. БЕРГЕР – Да, оно справедливое, безусловно.
А. ПИНСКИЙ – Чтобы эту практику прекратить. Пожалуйста, вторая часть вашего вопроса, пусть доценты вузов приходят, пусть за дополнительные деньги читают по предмету и т.д., но это уже не базовая школа.
Б. СТАРЦЕВ – Не будет давать преимущества.
А. ПИНСКИЙ – Это знания, а не поступление.
М. БЕРГЕР – Т.е. эти лекции, не связанные обязательствами со стороны вузов, они хороши?
А. ПИНСКИЙ – Почему нет?
О. БЫЧКОВА – Отдельная серия вопросов на пейджер в продолжение нашей темы о престижности того или другого вуза. Лена просит просто назвать престижные вузы Москвы. Сложновато будет это сделать. Каков подход к этой проблеме?
А. ПИНСКИЙ – Понимаете, в чем дело, тут если что-то назовешь, а что-то не назовешь, значит, это реклама какая-то. Есть достаточно популярный справочник "Образование и карьера", там эти рейтинги самострочные публикуют.
М. БЕРГЕР – Пятерку лучших знает каждый.
Б. СТАРЦЕВ – Министерство образования сейчас разрабатывает некий список ведущих вузов. Будет такое?
А. ПИНСКИЙ – Это будет, хотя дискутируется вопрос, например, их должно быть 20 или 90? Вопрос будет решен, но не очень быстро.
М. БЕРГЕР – Это решается не списками, а многолетней репутацией.
А. ПИНСКИЙ – Конечно.
Б. СТАРЦЕВ – Потому что есть официальный рейтинг вузов, который висит на сайте www.filippov.ru, официальный сайт министра образования, полтора месяца назад там повесили рейтинг прошлого года.
М. БЕРГЕР – С точки зрения Филиппова?
Б. СТАРЦЕВ – Да, с точки зрения министерства образования.
О. БЫЧКОВА – Еще один вопрос от Бориса, много ли у ваших гостей есть примеров сотрудничества ведущих вузов, государственных и частных, с российскими банками, выдающими кредиты на обучение?
М. БЕРГЕР – Я хотел бы сказать, это вопрос скорее экономический, чем образовательный, нет никакого смысла банку как-то специально дружить с вузом и наоборот. Любой банк, предоставляющий потребительский кредит, может, в том числе, дать кредит на образование на общих условиях. Если банк дает кредиты под 12%, неважно, дружит он с вузом или нет, вы придете в банк и берете образовательный кредит. Его выдают многие банки. Сбербанк точно и масса других, я просто не хочу рекламу, многие банки занимаются этим кредитованием.
О. БЫЧКОВА – Во всяком случае, такой вариант тоже существует.
Б. СТАРЦЕВ – Одна школа, один вуз, Российская экономическая школа называется, но там кредиты дают для тех, кто обучается в магистратуре, т.е. это вторая ступень образования, после диплома, там 4% символических, на 10 лет, по-моему.
О. БЫЧКОВА – Это вообще звучит оптимистично, потому что чем больше таких цивилизованных способов решения проблемы, тем сама система, может быть, цивилизованней становится. Я благодарю наших гостей, Анатолия Пинского, директора московской школы 1060, Бориса Старцева, обозревателя "ЕЖ". И, как всегда, Михаилу Бергеру буквально минута на рассказ о том, что будет в свежем номере.
М. БЕРГЕР – Основная тема нашего журнала, блок материалов сформулирован так – бедность не порок, а инструмент политики. Мы говорим о бедности, но не столько как о социальном явлении, а о том, как политики разных толков используют бедность в качестве электорального инструмента или инструмента политического давления на конкурентов. Мы также пытаемся разобраться вместе со всей страной, со всей Москвой, что произошло в Трансваль-парке, очень подробный материал на эту тему.
О. БЫЧКОВА – Что в этом материале по поводу Трансваля кроме того, что мы уже слышали?
М. БЕРГЕР – Там очень подробная история частного проектирования, история Киселева, откуда взялись эти честные архитекторы, которые проектируют то, что раньше только на уровне министерств решалось, какова их судьба, нужны они или нет, очень подробно, откуда это взялось, мы рассматриваем это явление, его очень глубокие корни, на мой взгляд, достаточно интересно. Это вы вряд ли найдете где-то еще. И у нас, на мой взгляд, очень интересно представлен международный отдел, где репортаж из лагеря беженцев в Иордании, где люди с 67 года живут, уже не в одном поколении, как они смотрят на мир, почему они там, некоторые бы из них жили в другом месте, но не покидают эти лагеря. Уже в продаже наш журнал.
О. БЫЧКОВА – Михаил Бергер, гл. редактор "ЕЖ", спасибо всем.