• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование потеряет смысл

Prognosis.ru. 11 марта 2004

Главная опасность коррупции в том, что она обесценивает идею образования как процесса, - считает Марк Иосифович Левин заведующий кафедрой микроэкономики ГУ-ВШЭ, профессор, доктор экономических наук. Беседу с ним ведет специальный корреспондент Prognosis.Ru Евгения Селищева.

Главная опасность коррупции в том, что она обесценивает идею образования как процесса, - считает Марк Иосифович Левин заведующий кафедрой микроэкономики ГУ-ВШЭ, профессор, доктор экономических наук. Беседу с ним ведет специальный корреспондент Prognosis.Ru Евгения Селищева.

Марк Иосифович, сейчас много говорят о падении авторитета бесплатного образования. С чем на Ваш взгляд это связано?
Надо с самого начала договориться: бесплатного образования не существует. Оно все равно оплачивается: не прямо, так косвенно, за счет налогов. Бесплатное образование – миф, которым умело манипулируют. И авторитет его как раз не падает, а растет. Считается, что на бюджете учиться гораздо престижнее: одно дело получить диплом за деньги и совсем другое – «просто так», хотя при этом ты мог очень потратиться на репетиторов и взятки преподавателям. Но это уже никого не интересует, и в этом кроется опасность.
Но если бесплатного образования на самом деле не существует, может быть, стоит назвать вещи своими именами и упразднить его совсем?
Ситуация не изменится. Даже при полностью платном образовании останется та же богадельня. Потому что проблема лежит в другой плоскости. Многие люди просто хотят получить справку о том, что они закончили вуз, и платят деньги за «справку», а не за образование. Когда считается, что «двоек» должно быть не больше какого-то уровня, потому что все расстроятся и не пойдут в магистратуру, то это называется богадельня. Будет ли богадельня за деньги или бесплатная богадельня – это дело государства.
Сегодня образование чаще всего становится халтурой. Отсюда – спрос на репетиторов и на тех, кому можно дать взятку. Естественная реакция на ситуацию. Репетиторство, на мой взгляд, дело вполне нормальное и даже благородное. Преподаватель просто помогает студенту восполнить пробелы в знаниях. Когда вы занимаетесь репетиторством, вы три часа тратите свои силы и нервы, и за это получаете плату. Взятки – это из другой оперы. Тут вы ничего не тратите, а просто берете деньги в конверте и уходите – на это тратится пять минут. Деньги вы получили за незаконное дело, за риск, что вас накроют, и будет скандал. Что может удержать человека от этого? Моральные нормы (если они есть), понятия о приличии… Но на другой чаше весов – чрезвычайно легкие и большие деньги…
А если поднять преподавателям зарплату?
Не знаю, насколько это изменит положение вещей. С репетиторством проще – если заработок станет намного больше, многие люди просто откажутся от дополнительной работы. Но взятки… Они, скорее всего, тоже вырастут: чем больше зарплата, тем больше берут, и вместо 20 долларов в конверт просто положат 250. Рост коррупции может стать катастрофическим. Если бы проблему можно было решить таким простым путем, высокие чиновники не брали бы взятки ни в России, ни в Канаде, ни во Франции.
Конечно, если российским преподавателям начать платить так, чтобы они хотя бы поднялись из-за черты бедности, какая-то часть перестанет брать конверты. Но основная масса людей, занимающихся взяточничеством, просто презирает свою работу – это я утверждаю. Бороться же с моральными установками, а точнее с их отсутствием, куда сложнее.
Где же выход?
Выход подскажет рынок. Слава богу, и сегодня есть дипломы, которым можно доверять абсолютно, и есть адекватное образование, в том числе и «бесплатное». Пойдите в нормальный институт – туда, где готовят не хороших инженеров. Там люди знают, что если они не будут уметь программировать, то цена им на рынке - ноль в базарный день. Потому что на самом деле есть вещи, которые невозможно купить. Например, знание китайского языка и эконометрики.
Учиться, например, в Российской экономической школе чрезвычайно сложно, но это – марка. Этот диплом не покупается, по крайней мере я так думаю, и хороший выпускник оттуда идет нарасхват. Сейчас на рынке большое количество неквалифицированных специалистов, которые выдают себя за квалифицированных, - и так долго продолжаться не может хотя бы потому, что кто-то же должен работать. А халтуру рынок сам начнет выбрасывать.
На ваш взгляд, по каким специальностям сегодня готовят наиболее качественно и адекватно?
По математике, физике. В значительной степени по электронике, биофизике, биохимии, вообще по естественнонаучным специальностям. О гуманитарных ничего сказать не могу, потому что мало об этом знаю. Но подготовка экономистов, всякого рода менеджеров и юристов редко соответствует тому, что обещает их диплом.
По вашим словам, коррупция в системе образования будет изживать сама себя?
В какой-то мере да. Дефицит на рынке профессионалов, который мы наверняка будем наблюдать в ближайшее десятилетие, потребует появления структур, свободных от коррупции. Они-то и будут цениться. Чтобы исправить ситуацию с нынешними выпускниками, многие вузы должны будут переспециализироваться и встроиться в систему дополнительного образования. Например, наверняка такой массовой подготовки экономистов уже не будет.
Неужели конкурс на экономику упадет?
Наоборот. Но принимать станут меньше. Появится необходимость в новых специальностях. Например, на Западе большим авторитетом сейчас пользуется специальность бухгалтера.
Что касается коррупции, то она должна будет изживаться как раз более внимательным отношением к тем, кого принимают, и к тому, как их обучают. Брать взятки должно стать просто неприлично. Хотя пока я не вижу никаких реальных шагов в этом направлении.
Как вы думаете, стоит ли государству все-таки сохранить бесплатное образование? Хотя бы с точки зрения престижа…
Это не имеет никакого значения. Неважно, будут ли это кредиты, ваучеры или другая система оплаты – образование просто должно быть доступно. Каждый должен иметь право на доступ ко всем видам образования – причем в системе жесткого отбора, когда люди понимают, что им выгоднее идти туда, а не сюда. Все-таки я балериной не стал, хотя мне и очень хочется. Если я не могу быть талантливым физиком, система должна меня отбросить – точно так же, как она должна отбросить некудышного слесаря. Люди должны понимать, что не стоит тратить свои силы и время на бессмысленные попытки и «пустой» диплом. Ни советское образование, миф о первенстве которого так культивировался, ни современное российское образование равного доступа не обеспечивает. А что хуже всего, коррупция просто обесценивает идею образования как процесса. И вот это – катастрофическое явление.