• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отличник Чичиков Почему Россия внизу в PISA?

Московский комсомолец. 2005. № 29. 10 февраля

... "Азиатские тигры" наступают, - прокомментировал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, - и это понятно: они вкладывают в знания огромные деньги. Скажем, в европейских государствах расходы на образование составляют 5 - 6% ВВП, в странах Тихоокеанского региона - 7 - 8%. В России же - всего 3, 6%...
Но кроме нехватки денег есть еще одна проблема - чему и как надо учить в современной школе.
- Российские ученики не умеют работать с информацией, - заметил директор 1060-й московской школы Анатолий Пинский. Их ставит в тупик не только "нешкольная" форма подачи тестов - в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод...

Российские педагоги мрачно шутят: "Наше образование - лучшее в мире, только в остальных странах об этом не знают". В каждой шутке, как известно, всегда есть доля правды, В этой - тоже: результаты международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment) показали, что самые умные школьники сегодня - финны, За ними следуют ребята из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао. Наши тинейджеры - где-то в самом низу списка...

Мы уже сообщали о провале россиян на тестировании PISA ("MK" от 13.01.2005). Материал "Вот такая PISA..." вызвал бурю эмоций среди читателей, особенно педагогов. Все вдруг удивились: "Почему результаты такие низкие? Раньше мы были первыми и в космосе, и в науке, а теперь - конфуз..." Проблему PISA решили обсудить на заседании Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО). В нем приняли участие ведущие отечественные педагоги, ученые, ректоры вузов, директора школ, чиновники. Некоторые суждения показались нам довольно интересными...

Справка "МК"
Международное исследование образовательных достижений учащихся (PISA) проводится раз в 3 года. В последнем (2003 г.) приняли участие более 250 тысяч 15-летних подростков из 41 страны. В России - почти 6 тысяч человек (212 школ) из 46 регионов. Проверялась способность использовать полученные знания на практике. Ребятам давалось 85 письменных тестов, касающихся математики, естественных наук, грамотности чтения, а также умения решать проблемы. Особых знаний не требовалось, достаточно было умения логически мыслить, сопоставлять факты, делать выводы и здраво рассуждать.В тестах рассматривались ситуации, взятые из реальной жизни.


Галина Ковалева, координатор программы PISA в России, заведующая Центром оценки качества образования ИСМО РАО.
- Российские участники показали результаты ниже средних. Даже по математике, где мы считались традиционно сильными, заняли 29-е место. По естественным наукам - 24-е, по грамотности чтения - 32-е. По сравнению с прошлым исследованием (2000 г.) показатели снизились. А самые высокие результаты у школьников из Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
- "Азиатские тигры" наступают, - прокомментировал ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, - и это понятно: они вкладывают в знания огромные деньги. Скажем, в европейских государствах расходы на образование составляют 5 - 6% ВВП, в странах Тихоокеанского региона - 7 - 8%. В России же - всего 3, 6%...
Но кроме нехватки денег есть еще одна проблема - чему и как надо учить в современной школе.
- Российские ученики не умеют работать с информацией, - заметил директор 1060-й московской школы Анатолий Пинский. Их ставит в тупик не только "нешкольная" форма подачи тестов - в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм и даже комиксов, но и требование сделать обобщение, оценить текст, выбрать из него предложения, подтверждающие вывод... Школьники привыкли получать четкие задания: решите уравнение, найдите расстояние, вставьте пропущенные буквы... Шаг в сторону - и уже не понимают, что от них требуется. Ребята не приучены выходить за рамки учебных ситуаций, оперировать фактами, анализировать. А в современном мире требуется именно это. Излишняя детализация, чрезвычайный контроль и отсутствие навыков самостоятельной работы - известные недостатки отечественной школы. Поэтому конкурентоспособность российского образования падает...
- Результаты PISA хорошо соотносятся с баллами Единых госэкзаменов, - подтвердил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов. - Скажем, в 2004 году на ЕГЭ по математике "двойку" получили около 20% 11-классников. На математических тестах PISA 18% россиян преодолели лишь минимальный уровень сложности - фактически не справились с заданиями: Такую же картину можно наблюдать и по естественным наукам...
Директор столичной школы N548 Ефим Раневский пошутил: "Российские дети умеют все, пока не начинают ходить в школу". Действительно, вспомним, что обычно говорит учитель во время урока: спишите с доски, повторите за мной, выучите параграф... Ребят заставляют зубрить учебник, а не приучают думать. Идет трансляция готовых знаний, без поиска новых решений.
Отечественная школа сформировалась 300 лет назад, при Петре Первом. За образец была взята немецкая система, где главное - послушание и порядок. Недаром всем известный герой Гоголя - Павлуша Чичиков - хотя и не блистал в науках, но получил аттестат с отличием: не баловался на уроках, вел себя тихо... И сколько таких Павлуш еще учится в российских школах! Кстати, немецкие ребята заняли по результатам PISA 20-е место - выше наших, но в Германии разразился скандал - многие были недовольны результатами... У нас же эти данные опубликовали только сейчас - все не решались предъявить общественности.

[Графические материалы
Таблица.
Положение стран по результатам PISA
Материал доступен в бумажной версии издания]