• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лучшие школы России в профиль Перспективы профильного обучения обсуждают участники конкурса "Лучшие школы России-2004"

Независимая газета. 2004. № 90-91. 30 апреля

...Всякий, услышавший о профильной школе, задумывается прежде всего над тремя вопросами: финансы, учебники и очень высококвалифицированные учителя (иначе профиля просто не будет). Где взять учителей? Как рассказывает один из разработчиков профильной школы Анатолий Пинский, сначала предполагают обучить представителей районных методических служб. А уже методисты понесут новые знания в массы (своим учителям в районах). Всего за время до начала ввода профильной школы в Москве, например, планируют подготовить 720 специалистов, каждый из которых, в свою очередь, - примерно 180 педагогов...

В Москве в рамках образовательного форума прошел конкурс "Лучшие школы России-2004". Найти лучших из 60 000 претендентов - дело трудное, но, оказалось, для Минобразования и науки РФ -посильное. Победителей определили в 9 номинациях. Почти все лауреаты и призеры - школы профильные. Кстати, как раз накануне форума в министерстве обсудили перспективы профильного обучения в России. Мы тоже не остались в стороне и обсудили эти перспективы с представителями лучших школ России. Но сначала расскажем немного о профильной школе.
С 2006 года российские школы перейдут на профильное обучение. А с 2005 - в школах России появятся предпрофильные классы. Предпрофильная подготовка - это в первую очередь информирование и ориентация учащихся 9 класса в отношении их возможного выбора. Занимает она примерно 3 учебных часа в неделю. В это время проводятся предметные курсы, предполагающие расширение знаний по тому или иному предмету, и ориентационные курсы, способствующие самоопределению учащегося (знакомство с учебными заведениями, посещение дней открытых дверей и т.д.).
Всякий, услышавший о профильной школе, задумывается прежде всего над тремя вопросами: финансы, учебники и очень высококвалифицированные учителя (иначе профиля просто не будет). Где взять учителей? Как рассказывает один из разработчиков профильной школы Анатолий Пинский, сначала предполагают обучить представителей районных методических служб. А уже методисты понесут новые знания в массы (своим учителям в районах). Всего за время до начала ввода профильной школы в Москве, например, планируют подготовить 720 специалистов, каждый из которых, в свою очередь, - примерно 180 педагогов.
Учебники выйдут из-под печатного пресса как минимум через три-четыре года. На данный момент проведены конкурсы, отобраны авторы, идет апробация учебников. Все издательства в большинстве своем частные. Поэтому экспертиза учебной литературы - вопрос крайне важный и очень болезненный. Каким будет качество новых учебников, покажет опять же эксперимент и время.
На чей кошелек может рассчитывать профильная школа? Школьный предметный кабинет стоит миллионы рублей. А еще нужно оплатить школьный автобус, труд педагогов, занятых в эксперименте. А после нужны еще будут стимулирующие надбавки высококвалифицированным учителям. Где брать деньги? Обаять местную администрацию, чтобы дала деньги из бюджета? Обаять спонсора? Проще всего - залезть в родительский кошелек. Впрочем, послушаем, как справляются с этими и другими проблемами наши школы-лидеры.

Нина Дашиева, директор Угданской средней школы, Читинская область
В Читинской области почти все школы профильные. В Москву приехали 4 агрошколы и многопрофильная гимназия. Уже прошло два года, как мы вступили в эксперимент по профильному обучению в старшей школе. У нас работают два направления - технологическое и научное. Технологическое -для детей среднего уровня обучения, они получают профессию. Научное - связано с этнографией и экологией. В прошлом году поступление в вузы было стопроцентным. К девятому классу наши дети уже знают, какое направление им выбрать. Профильное разделение очень важно. Единственное -таким маленьким школам, как наша, очень тяжело будет тогда выжить. Мы пошли по пути создания на базе нашей школы лицея с агроэкологическим направлением для школ из близлежащих районов (объединились 5 средних учебных заведений). Думаю, что в таком направлении пойдут многие: маленькие школы будут объединяться в большие.
Андрей Чигаков, кандидат физических наук, учитель физики, университетская гимназия "Универс" № 1, г. Красноярск
Уже в старшей школе перед началом семестра мы устраиваем собрание, и дети выбирают себе определенный профиль. В старшей школе нет классов вообще, а есть группы (не меньше 7 человек). Тем не менее базовый курс по каждому предмету мы обязаны своим ученикам дать. Гимназия научилась самостоятельно решать многие финансовые проблемы. Во-первых, все проекты, требующие денег, обсуждаются на попечительском совете, в который входят как преподаватели, так и школьники с родителями. Решают, какой проект нужен, и на него собирают деньги. Есть у нас и всевозможные учебные гранты. У нас большие связи с педагогическими вузами, они нам помогают, согласны передавать материальную базу, чтобы в школах организовывать первичные этапы обучения. 97-98% наших выпускников поступают в вузы. Просто потому, что хорошо учатся. Тем не менее профильные школы я оцениваю положительно и отрицательно одновременно. Ребенок, выбирая профиль заранее, еще в средней школе загоняет себя в сложную ситуацию. В девятом классе ученик должен уже "продумать" свою будущую профессию, потому что поздней проблематично будет изменить свое решение. Я знаю статистику, очень много ребятишек приходят в университет на определенную специальность вынужденно, потому что по другим направлениям они не готовы, у них профиль был. А через год эти мальчишки бросают учебу, начинают переходить на другие факультеты, готовятся поступать вновь или уходят в армию.
Андрей Волков, замдиректора гимназии № 56, г. Санкт-Петербург
У нас в гимназии 6 профилей: физико-математический, технологический, химико-биологический, филологический, экономический, социально-исторический. Существуют давние связи с вузами с самого основания гимназии. Денег на все наши задумки хватает, потому что мы знаем родителей, которые нам всегда готовы помочь, благотворительные организации. Знаем, как получить государственные деньги. На самом деле существует много возможностей, которые можно совершенно легально, юридически лояльно использовать. Например, нам нужно было, чтобы в гимназии было множество кружков и секций. И мы открыли у себя Центр дополнительного образования (это дополнительные часы, а значит - деньги нашим преподавателям). Всего получилось дополнительных 1500 часов. Это подразделение гимназии существует сегодня за счет государства.