• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Любовь да совет. Управляющий...

Московская правда. 2004. № 94. 25 мая

...Эксперимент еще только входит в силу, но надо с чего-то начинать, - пояснил руководитель рабочей группы Министерства образования и науки РФ по усилению общественного участия в управлении общим образованием Анатолий Пинский. - Конечно, в разных школах будут разные управляющие советы. Где-то родители более инициативны, где-то - инертнее, но "расшевелить" следует всех. Ведь в итоге советы будут стимулировать директоров и педагогов, улучшать учебный процесс, защищать права учащихся, обновлять материально-техническую базу...

Усиление общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями, как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, - одно из важнейших направлений развития российского образования.
Впервые московские школы подключились к эксперименту по апробации моделей управляющих советов, который проходит в рамках модернизации российского образования. Столичные директора, чиновники и представители общественности осваивают опыт: как грамотно и эффективно управлять школой. Перспективы и подводные камни нового дела обсуждали на днях в московской школе №507.
- В Москве в эксперименте участвуют шесть школ Южного округа, - сказала руководитель окружной рабочей группы по управляющим советам Татьяна Фильчагина. - К январю 2005 года управляющие советы этих школ должны заработать в полную силу.
Сейчас создается современная законодательная база, которая, по мнению разработчиков, определит цивилизованные рамки работы управляющих советов, официально подтвердит их статус. В Государственной Думе на рассмотрении находятся поправки в федеральный закон "Об образовании" в части управления общеобразовательными учреждениями, которые должны законодательно закрепить конкретные полномочия за управляющими советами.
Зарубежный - в частности, английский - опыт показывает: управляющий совет - это коллегиальный орган, который наряду с директором школы имеет и властные полномочия. При этом советы не только консультируют и рекомендуют. Они имеют юридическое право распоряжаться бюджетными и внебюджетными средствами, поступившими в учебное заведение.
Собственно работа управляющего совета - рациональное распределение ответственности за педагогическую и финансовую судьбу школы между директором и общественностью. В его составе - помощники из числа родителей, педагогов, старшеклассников, представителей учредителя школы, предпринимателей и вообще всех, кто готов добровольно и цивилизованно помогать школе.Как подсчитала Елена Ленская, заместитель директора Британского совета, управляющие советы позволят привлечь к общественному управлению школой около миллиона россиян и сделать на практике российскую школу гражданской.
Формирование управляющего совета - процедура выборная, строго демократическая. Анатолий Плигин, директор 507-й московской школы, рассказал, что в управляющий совет его школы вошли представители школьной думы, совета попечителей школы, педагогического и общественного советов. Управляющий, или школьный, совет - высший законодательный орган в этой школе. Совету уже приходилось решать вопросы рационального расходования поступающих в школу бюджетных и внебюджетных средств, внедрения в учебный процесс новых программ.
- Эксперимент еще только входит в силу, но надо с чего-то начинать, - пояснил руководитель рабочей группы Министерства образования и науки РФ по усилению общественного участия в управлении общим образованием Анатолий Пинский. - Конечно, в разных школах будут разные управляющие советы. Где-то родители более инициативны, где-то - инертнее, но "расшевелить" следует всех. Ведь в итоге советы будут стимулировать директоров и педагогов, улучшать учебный процесс, защищать права учащихся, обновлять материально-техническую базу.
К примеру, руководитель управляющего совета московского лицея №1158 Сергей Орлов возглавляет строительную фирму. В лицее учился его сын, теперь - дочь. Ремонт забора, летний отдых детей, комфортабельная раздевалка для младших учеников, тир и даже собственная хлебопечка - вот первые результаты работы управляющего совета.
- Возможно, в этой школе еще и внуки будут учиться, - шутит предприниматель. - Есть ради кого стараться.