• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всю власть - советам Директора шести школ Южного округа передадут свои полномочия управляющим советам

Известия. 2004. № 90. 25 мая

...Сейчас в школе - как в армии: есть майор и комбат - директор и завуч, они командуют. Остальные в лучшем случае имеют совещательный голос, - проясняет ситуацию Анатолий Пинский, директор школы №1060 и руководитель рабочей группы по управляющим советам при Министерстве образования и науки. - Если мы хотим развивать школу, ее надо размыкать навстречу обществу...

Начиная с 1 января 2005 года новые органы будут вводить форму, устанавливать расписание звонков, тратить родительские деньги и, возможно, даже увольнять директора. Чтобы донести до общественности суть нововведения, а также обеспечить "бархатность" революционного процесса, Министерство образования провело "круглый стол" в школе №507, в котором принял участие корреспондент "Известий".

Модель управляющего совета вызвались испробовать на себе 7 российских регионов: Карелия, Красноярский край, Воронежская, Самарская, Тамбовская, Ярославская и Московская области, а также Южный административный округ Москвы. Новый министр образования поощрил смелость добровольцев, направив им письмо с обещанием всяческой поддержки от Минобразования. Впрочем, возможно, со стороны участников эксперимента это простая предусмотрительность: пока участие в нем сугубо добровольное, однако еще до окончания весенней сессии Госдума должна рассмотреть поправку к закону "Об образовании", предполагающую обязательное введение управляющих советов в каждой российской школе с 2007 года. Логика простая и железная: надо использовать время и набить все неизбежные шишки в щадящем режиме.
- Сейчас в школе - как в армии: есть майор и комбат - директор и завуч, они командуют. Остальные в лучшем случае имеют совещательный голос, - проясняет ситуацию Анатолий Пинский, директор школы №1060 и руководитель рабочей группы по управляющим советам при Министерстве образования и науки. - Если мы хотим развивать школу, ее надо размыкать навстречу обществу.
Размыкать предлагается, создавая управляющие советы - что-то вроде школьной думы, только с большими правами и обязанностями. Этот совет должен принимать устав школы, решать, сколько дней учиться - 5 или 6, во сколько начинать уроки, вводить или нет школьную форму. Совет будет собирать спонсорско-родительские деньги и по возможности разумно их тратить. В законе есть совсем революционные предложения. Например, совету собираются дать право согласовывать бюджетную заявку (то есть вмешиваться и в расходование казенных денег) и даже - о, ужас! - определять содержание примерно 10% урочного времени (так называемый школьный компонент образовательного стандарта).
В состав совета должны войти родители (не более трети), учителя, а также дети и, главное, представитель районной управы. Делегат от муниципальных властей в составе совета практически в "шаговой доступности" - предмет особого вожделения школьных директоров, где-то даже цель создания совета.
- Сейчас я записываюсь на прием к главе управы района, а меня не принимают, - пожаловалась Татьяна Киркова, директор школы №1158. - Не можем решить вопрос со строительством школьного стадиона. А в совете будет представитель управы - он будет в курсе наших нужд. А то сейчас нам управа спускает приказы: скосить траву, побелить стены. А деньги на это где брать?
Кроме отменного способа выпрашивать государственные деньги, совет для директоров школ - это еще и возможность снять с себя хотя бы часть ответственности. Что касается права совета увольнять и назначать директора, еще не факт, что управляющий совет получит такие полномочия. Так или иначе, главная цель, негласно признаваемая всеми участниками эксперимента, - во всеоружии встретить грядущую модернизацию образования, когда деньги будут приходить за учениками и школы должны будут бороться за бюджетные дотации.
На самом деле практически в любой школе и сейчас не обходится без школьного, попечительского, административного или еще какого-нибудь совета. Только до сих пор их обязанности чаще всего сводились к сбору денег с родителей, а права - стремились к нулю. Когда совет пытается получить некоторую самостоятельность и вступает в конфликт с директором, победа чаще всего остается за администрацией, а "неудобные" родители нередко бывают вынуждены переводить ребенка в другую школу. Столичные участники эксперимента - достаточно продвинутые учреждения, где советы работают годами, а директора давно осознали их необходимость. Будут ли играть в демократию обычные районные школы, станет ясно в ближайшее время. "Известия" будут следить за ходом эксперимента.

***
Самые демократичные школы Москвы:
№ 420, 544, 548, 949, 1158, 1623. Все - в Южном округе столицы.