• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пятое издание

Газета. 2004. № 92. 27 мая

..."Если человек идет в вуз не за знаниями, а для иных целей, то за это надо платить, - считает проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. - Хотя, конечно, определение спроса на разные специальности - функция не только абитуриентов и их родителей. И нужны механизмы, которые позволяют точно определять спрос на образовательные услуги". Для этого государство должно взаимодействовать с компаниями, в которые придут выпускники вузов. Яковлев считает, что проблема перепроизводства специалистов в вузах будет снята с реальным проведением в жизнь военной реформы: "Тогда исчезнет искажение, которое вносит призыв в армию, ведь не секрет, что многие идут в вузы, чтобы уберечься от военной службы"...

Пятое послание Владимир Путина. В 2010 году каждая третья российская семья сможет купить себе новую квартиру. ВВП будет удвоен за 6, а не за 10 лет. Рубль станет конвертируемым за 2, а не за 3 года. Годовая инфляция не будет превышать 3%. За реформой образования и здравоохранения последует реформа армии. Чечня - проблема не российская, а международная. Владимир Путин отметил "успехи молодой российской демократии" и "унылое однообразие большинства партийных программ". И назвал источник власти - это народ. Пятое президентское послание анализируют обозреватели Газеты Андрей Реут, Мария Селиванова, Иван Егоров и Павел Аптекарь.

Квартиру купит каждый третий
Россияне давно хотят получить ощутимые дивиденды от растущей экономической и политической стабильности. Как показало опубликованное вчера социальное исследование ROMIR Monitoring, именно борьбу с бедностью (37% респондентов) и повышение благосостояния народа (34%) большинство россиян считают главными задачами, которым должен посвятить второй президентский срок Владимир Путин. Вчера президент рассказал, как именно государство собирается это делать. В своем послании он назвал три основные задачи, на которых должна сосредоточиться власть: доступное жилье, бесплатное и качественное здравоохранение, доступное образование.
Наибольшее внимание президент уделил жилищной реформе. По его словам, уже к 2010 году примерно каждый третий россиянин сможет купить себе квартиру, используя собственные накопления. Что же касается бесплатного жилья, то оно должно предоставляться только малоимущим слоям населения. Эксперты ожидали, что тема эта прозвучит в послании одной из первых. Правительством разработаны законопроекты по формированию рынка доступного жилья. Они призваны облегчить населению получение ипотечного кредита, а строительным фирмам - упростить выделение земельных участков под застройку и подключение к инженерной инфраструктуре. Кроме того, строителей освободят от "оброка" в пользу чиновников, когда часть квартир в построенном доме поступает в распоряжение местных властей. В итоге объемы строительства должны возрасти с 36,5 млн. кв. м в 2003 году до 70-80 млн. в 2010 году. "Если заработает ипотека, то обеспечить треть населения к 2010 году жильем вполне реально, - уверен директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Тем более если будут сохраняться такие же темпы роста доходов населения: в последние 3 года доходы росли по 10% в год, а по прогнозам Минэкономразвития в этом году они вырастут еще на 6-8%". Директор центра макроэкономических исследований "Юникон" Елена Матросова считает, что только принятия законов недостаточно: при сумасшедшем спросе на жилье, чтобы не росли цены, необходимо ввести госпрограмму по строительству жилья, стимулировать развитие сопутствующих производств(деревообработка, производство стекла, мебели).

Медстрах не вписался в налоговую реформу
Если пути решения жилищной проблемы уже намечены, то будущее системы медицинского страхования пока туманно. В послании президент лишь констатировал печальное положение дел, призвав правительство и парламент "оказать содействие в разработке системы госгарантий медпомощи населению и развитии частной медицинской практики". Обтекаемость формулировки понятна: закон о реформе медстраха, разработанный МЭРТ, так и не был одобрен правительством. Начало реформы перенесено на 2005 год, реальных же сдвигов, полагают эксперты, не стоит ждать ранее 2008 года.
С учетом того, что правительство приняло решение о снижении единого социального налога - главного источника средств фонда медстраха, эксперты вообще считают перспективы медицинской реформы призрачными. "Совмещение налоговой и социальной реформ - это вообще беда, - говорит ведущий консультант Центра фискальной политики Владимир Редькин. - Попытка их совместить - это желание понравиться и бизнесу, и гражданам". Совместить все трудно, надо чем-то жертвовать - либо сокращать социальные гарантии, оставив налоги в прежнем объеме, либо поступиться социалкой и снизить налоги, поддерживает коллегу эксперт Бюро экономического анализа Сергей Николаенко.

Три года по специальности - или верни деньги
Зато президент дал четкий "рецепт", как решить одну из проблем образования - перепроизводство специалистов с вузовским дипломом, которые в результате не работают по специальности. По мнению президента, бороться с этим злом надо так: не отработал после окончания вуза три года по специальности - верни деньги за обучение. Эксперты восприняли рецепт с недоумением. Они отмечают, что в условиях, когда система распределения молодых кадров не работает, а государство не способно разработать госзаказ на подготовку определенного количества специалистов, "крайними" могут оказаться абитуриенты.
"Если человек идет в вуз не за знаниями, а для иных целей, то за это надо платить, - считает проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев. - Хотя, конечно, определение спроса на разные специальности - функция не только абитуриентов и их родителей. И нужны механизмы, которые позволяют точно определять спрос на образовательные услуги". Для этого государство должно взаимодействовать с компаниями, в которые придут выпускники вузов. Яковлев считает, что проблема перепроизводства специалистов в вузах будет снята с реальным проведением в жизнь военной реформы: "Тогда исчезнет искажение, которое вносит призыв в армию, ведь не секрет, что многие идут в вузы, чтобы уберечься от военной службы". А эксперт ФБК Игорь Николаев считает, что государству вообще надо уходить от системы финансирования высшего образования. "Оно должно обеспечивать общее образование, а расходы по финансированию высшего образования надо перекладывать на бизнес-сообщество". Бизнес будет платить - ему нужны квалифицированные кадры. А такие репрессивные меры - заставлять студентов возвращать деньги, если они не нашли работу по специальности, - не нужны.

"Кто-то подсунул президенту старую вещь"
За социальными вопросами президент не забыл и про экономику. Он уточнил, в какой срок нужно удвоить ВВП - к 2010 году, а не за 10 лет, как он заявил в прошлом году. Налоговое бремя необходимо снизить, инфляцию установить на уровне 3%, а рубль сделать конвертируемым уже через 2 года. Несмотря на амбициозность целей, министры экономического блока Герман Греф и Алексей Кудрин тут же сообщили, что все сказанное президентом абсолютно достижимо. Для этого, по мнению главы Минфина, необходимо "создавать дополнительные стимулы роста экономики и параллельно укреплять финансовую систему страны". Кудрин пообещал, что к 2007 году инфляция будет остановлена, в то время как Греф назвал такую перспективу "вполне возможной".
Но не все разделяют оптимизм министров. "Ничего нового в послании я не услышал, - заявил экс-глава ЦБ депутат Виктор Геращенко. - Для чего нужна полная конвертируемость рубля? Это давно устаревшая вещь. Сколько в мире стран с полной конвертируемостью валют? Ну не более пяти. Кто-то подсунул президенту эту старую вещь".
"Конвертируемость станет реальной при условии, если мы выйдем на международный рынок с конкурентоспособной продукцией, а не только с сырьем", - считает Сергей Николаенко из фонда "Бюро экономического анализа". - Если мы делаем экономику открытой, нам придется выравнивать цены, снимать заградительные пошлины, то есть повышать до международного уровня тарифы на электроэнергию, на газ. Будет скачок цен, а как это сочетается с низкой инфляцией? Поэтому я могу сказать, что каждая из поставленных целей достижима и разумна, но совместить их можно в развитой экономике, а в нашей это труднодостижимо". "Я считаю, что годовая инфляция в 3% в нынешних условиях недостижима. С учетом серьезных структурных проблем в российской экономике и амбиций правительства, направленных на решение этих проблем, на реструктуризацию ряда монополий, некий рост тарифов неизбежен, - считает экономист ИК "Тройка Диалог" Антон Струченевский. Если стоит выбор между низкой инфляцией и структурными реформами, лучше сделать выбор в пользу реформ, потому что они решают фундаментальные проблемы".
Владимир Редькин уверен, что инфляции в 3% Россия достигнет через 3-4 года. Проблема тут в том, что при высоких ценах на нефть у нас быстрый прирост валюты, которая давит на курс. Тут возникает противоречие: с одной стороны - политика ЦБ не допустить укрепления рубля, а с другой - задача добиться инфляции в 3%. "Это две вещи несовместные", - поясняет эксперт. К тому же при низкой инфляции наши товары станут менее конкурентоспособными, но поскольку мы экспортируем в основном сырье, а цены на него растут, то это не опасно.
Не разделяет оптимизма президента глава думского экспертного совета по налогам адвокат Михаил Орлов: "В этом году в первом квартале фиксируется рост ВВП, но все понимают, что он вырос из-за резкой разницы между ценами на нефтепродукты на мировых рынках и в России". Другие аналитики к президентскому посланию более благосклонны. "Все послание социально направлено и политически ориентировано, - считает Игорь Лосавио, трейдер ИК "Проспект". - Это всегда нравится широким слоям населения, в том числе инвесторам. Ничего знакового для рынка не было, хотя общий настрой - позитивный". Питер Киценко, трейдер компании Brunswick UBS отметил позитивную реакцию рынка на "речь настоящего лидера, очень серьезно настроенного по поводу будущего". "Россия сделала впечатляющий прогресс в экономике за последние пять лет, но этого еще недостаточно, и экономическая программа продолжает реализовываться", - считает он. Киценко уверен, что "Россия опять станет сверхдержавой, но на этот раз с точки зрения экономики, и она движется в этом направлении".

"Мы давно говорим о платных дорогах"
Последней из указанных президентом "важнейших задач" стало развитие транспортной инфраструктуры. "Развитие инфраструктуры - это больше, чем экономическая задача, - сказал Путин. - Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом на обеспечение единства страны!" Решать "транспортную проблему" на государственном уровне стали еще в начале 90-х. Но четко сформулированная федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России" появилась на свет только в 2001 году. И хотя объем предусмотренных государством инвестиций на период с 2002 по 2010 год в размере 4, 6 трлн. рублей в абсолютных цифрах кажется довольно большим, по мнению экспертов, для полноценного развития транспортной системы этих денег явно недостаточно.
Решением проблемы, по мнению Владимира Путина, должно стать более активное привлечение частных инвестиций. Но если с привлечением заемных средств на транспортные проекты более или менее все в порядке (к примеру, ЕБРР за последние несколько лет выделил на строительство сквозной автомобильной дороги Чита - Хабаровск несколько миллионов долларов), то частные инвесторы, работающие как внутри страны, так и за рубежом, вкладывать большие деньги в транспортные проекты пока не рискуют. В первую очередь, по мнению экспертов, для привлечения средств "частников" необходимо больше госгарантий. Между тем, по словам Путина, "правительство РФ до сих пор не определило приоритеты в транспортной стратегии России". Это при том, что в 2003 году Госсовет одобрил разработанную, в том числе и правительством, государственную транспортную стратегию России. "Мы давно говорим о платных дорогах, - заметил президент. - Полагаю, нам надо начать реализацию таких проектов по основным магистралям - разумеется, наряду с существующими бесплатными. Правительство должно определить их перечень". По мнению аналитика ИК "Проспект" Натальи Одинцовой, "что касается платных автомобильных дорог, то государство до сих пор пока не определилось с их концепцией. До сих пор не понятно, кто будет их строить и будут ли они прибыльными", - считает эксперт.

Нефтепроводы не строятся
Более половины своего рассказа о транспортных проблемах Путин посвятил нефтепроводам. Он предложил "диверсификацию поставок нашей нефти", то есть строительство новых нефтепроводов. "Расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь - Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия".
Этот призыв вызвал у нефтяников сдержанный оптимизм, хотя от официальных комментариев они отказались. Сами компании говорят об этом уже около пяти лет, но лишь одна из этих инициатив была реализована, да и то частично. Речь идет о Балтийской трубопроводной системе (БТС), которая была построена в том числе и на деньги нефтяников. Многие частники хотели стать собственниками этой системы, однако этого не произошло. Интеграция нефтепроводов "Дружба" и "Адрия", о которой говорил президент, от России уже практически не зависит. Сейчас все дело в Хорватии, которая никак не может разобраться со своими экологами. И со строительством трубопровода в обход Босфора, на которое Путин также обратил внимание, есть проблемы. Сейчас российский экспорт на этом направлении зависит от Турции, контролирующей пролив, и едва ли Анкара легко позволит ослабить свои позиции.
В числе других приоритетов президент назвал введение в действие нефтепровода Западная Сибирь - Баренцево море и определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири. Оба эти проекта были предложены частными нефтяными компаниями. Наладить экспорт в Китай с 1999 года предлагает ЮКОС. Позже госкомпании "Транснефть" и "Роснефть" выступили с альтернативным предложением - строить трубу в направлении Находки. Окончательное решение должно было принять правительство еще осенью прошлого года, но в Кремле проект не поддержали. Маршрут не определен до сих пор.
С презентацией проекта Мурманской трубопроводной системы (Баренцево море) ЛУКОЙЛ, ЮКОС, "Сибнефть" и ТНК выступили еще в ноябре 2002 года. Этот нефтепровод нефтяники готовы были построить за свои деньги, и изначально речь шла о том, что труба будет частной, а у "Транснефти" будет право оператора поставок. Но государство выступило против идеи частных несртепроводов, а как в этом случае компенсировать компаниям их инвестиции, до сих пор не придумало.

Ни слова про реформу армии - только про модернизацию
"Военная" часть неизменно присутствует в каждом послании Владимира Путина. И каждый раз он говорит о модернизации армии. "У нас все для этого есть", - сказал на этот раз президент. Зал отреагировал бурными аплодисментами. Но никаких новых мер по переоснащению армии не было названо. "Есть подозрение, что проблема настолько запущена, что решить ее без резких кадровых изменений просто невозможно", - считает директор Центра анализа стратегий и технологий (ACT) Руслан Пухов. По его словам, за последние
15 лет в России выросло поколение людей, у которых при словах "военная техника" возникает ассоциация только с продажей оружия за рубеж. "Во всех странах обычно экспорт оружия не превышает 15-20% - остальное потребляется собственной армией, - заметил эксперт. - Единственное исключение - Россия и Израиль, где на экспорт уходит до 70% оружия. Правда, в отличие от российской израильская армия даже на эти 30% оснащена под завязку". По словам эксперта, несмотря на то что за последние четыре года сумма гособоронзаказа постоянно растет и уже даже стала сопоставима с экспортом вооружений, реального поступления техники в войска не видно.
Про реформу собственно армии и начинающийся переход на контрактную систему Путин не сказал ничего. Он быстро перешел на необходимость создания ипотечно-накопительной системы для военнослужащих. Такая система уже частично функционирует. На обеспечение жильем военнослужащих в 2005 году государство выделит 2, 43 млрд. рублей, из них 1, 8 млрд. рублей - по новой кредитной системе. Всего же на решение соцпроблем военных ежегодно тратится 17 млрд. рублей. Минобороны рассчитывает за 4-5 лет полностью решить квартирный вопрос. Сейчас около 160 тыс. семей военнослужащих нуждаются в улучшении жилусловий. Единственная новая проблема, которую президент затронул в сфере обороны, - это военное образование. Заметил, что "задачи военного образования для подготовки специалистов уникальных профессий, необходимых современной армии, можно решать и на базе гражданских вузов". Видимо, это связано с тем, что сами военные вузы уже не справляются с подготовкой квалифицированных кадров. Например, в этом году из военных вузов выпустится рекордно низкое число лейтенантов - всего около 67 тыс. человек, в то время как в войсках их требуется более 20 тысяч. К тому же большинство кадровых лейтенантов увольняется уже после первого года службы, из-за чего государство теряет около
16 млрд. рублей в год. Возможно, что именно досрочно увольняющимся выпускникам и курсантам военных вузов придется первыми на себе испытать реформу образования, о которой говорил Путин, когда работающий не по профилю специалист должен будет вернуть государству деньги за учебу.

Унылое однообразие партий
В самом конце своего выступления президент обратился к внутренней политике. "Молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов", - сообщил он. Но добавил: "Мы в самом начале пути". Главная проблема - в "унылом однообразии большинства партийных программ". Но происходит это не из-за того, что в России фактически осталась одна правящая партия1. Проблема, по мнению Путина, в том, что "цивилизованная политическая конкуренция подменяется корыстной борьбой за статусную ренту, когда финансовая сторона деятельности политических объединений по-прежнему скрыта от общественности". Иными словами, Путина беспокоят спонсоры партий, преследующие политические цели. "Мне это напоминает сакраментальные слова, произнесенные Путиным во время полета над Грозным: "Какой кошмар!" - поделился с Газетой член научного совета Фонда Карнеги Алексей Малашенко. - Можно подумать, он не знал об этом раньше!" А глава комитета Думы по законодательству Павел Крашенинников заметил, что заявление президента может повлечь за собой изменения в политической системе. "Однообразную структуру выстраивает закон о политических партиях, - сказал он Газете. - Я не исключаю, что он будет изменен." "Партии должны повышать уровень политической культуры, - заявил в послании президент, - теснее сотрудничать с гражданскими структурами..." Член Центризбиркома Елена Дубровина полагает, что Владимир Путин таким образом предложил партиям дать отчет государству и гражданам, что сделали они, получив целый ряд финансовых и налоговых льгот. "Он показал, что ждет от партий отдачи - конкретных программ действий и реальных дел", - сказала она Газете.