• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школы научат друг друга, как добыть денег

Газета.Ru. 2004. № 9:51. 31 мая

...Как рассказал «Газете.Ru» один из разработчиков проекта Анатолий Пинский, необходимость в такой акции назрела уже давно. Государство держит школы на голодном пайке, вынуждая директоров искать источники выживания. И практика, по его словам, показывает, что многие школы нашли новые, и при этом – абсолютно законные формы финансовых взаимоотношений с родителями, местным самоуправлением и спонсорами. За этот счет они поправили свое материальное положение: увеличили заработную плату учителей, приобрели новое учебное оборудование, компьютерную технику, спортинвентарь...

В России объявлен конкурс на лучший способ привлечения в школу дополнительных средств. Как считают его организаторы, Национальный фонд подготовки кадров и Институт новых технологий, школам пора поделиться друг с другом опытом добывания денег. Те, чей способ будет признан лучшим, получат от $500 до $1 тыс.

Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) и Институт новых технологий (ИНТ) объявили конкурс на лучший способ привлечения в школы дополнительных средств. Об этом «Газете.Ru» сообщили в министерстве образования и науки. По словам сотрудников ведомства, цель конкурса – устроить максимально широкий обмен опытом по поводу того, какими способами можно добыть денег для родной школы, не нарушая закона. Для участия в нем приглашаются авторы-одиночки и целые коллективы, готовые представить описание одного или нескольких способов получения внебюджетных денег, причем, желательно, уже опробованных на практике и готовых к использованию. Лучшие из них – числом не менее десяти – будут опубликованы в сборнике «Школа: эффективные способы привлечения внебюджетных средств».
Как рассказал «Газете.Ru» один из разработчиков проекта Анатолий Пинский, необходимость в такой акции назрела уже давно. Государство держит школы на голодном пайке, вынуждая директоров искать источники выживания. И практика, по его словам, показывает, что многие школы нашли новые, и при этом – абсолютно законные формы финансовых взаимоотношений с родителями, местным самоуправлением и спонсорами. За этот счет они поправили свое материальное положение: увеличили заработную плату учителей, приобрели новое учебное оборудование, компьютерную технику, спортинвентарь.
Что самое интересное, во многих из учебных заведений прекратились жалобы родителей на вечные «поборы» и «вымогательство».
Теперь, по словам Анатолия Пинского, пришла пора поделиться этими достижениями со всеми желающими.
Сложность ситуации в том, что свобода финансового маневра школы существенно ограничена законом. Но, как подчеркнул «Газете.Ru» Анатолий Пинский, «это будет только белое, а никак не серое или, тем более, черное ноу-хау». Например, по закону школа имеет право на оказание дополнительных образовательных услуг, а, значит, может на совершенно законных основаниях открыть платный компьютерный класс, курсы иностранных языков или использовать в этих же целях свой спортзал. Или может заработать на аренде своих помещений, что тоже не запрещено законом.
При этом Пинский уверен, что деятельность на платной основе не помешает главной задаче школы – бесплатно учить детей.
Конечно, при условии, что будет достигнута некая золотая середина, позволяющая поддерживать равновесие между коммерческими интересами и некоммерческими обязанностями.
Сейчас оргкомитет должен собрать и рассмотреть присланные материалы. Срок подачи заявок заканчивается 15 октября 2004 года, но сколько их будет прислано за это время, устроители конкурса себе не представляют даже приблизительно.
Правда, эксперты сомневаются, что кто-то вообще захочет «засветить» свои пути добывания внебюджетных средств.
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» председатель комитета по образованию Московской городской думы Евгений Бунимович, «НФПК в который раз пытается привить цивилизованный европейский подвой на нашем отечественном дичке». Хотя практика привлечения внебюджетных средств для поддержания школы существует во всем мире, она сильно отличается от того, что происходит в России, – говорит он. – В развитых странах школу дополнительно финансируют либо деньги местного экономического или банковского сообщества, либо выпускников. В России, как известно, этого нет. Финансовую поддержку школам в развитых странах оказывают и родители. Но там, в отличие от России, это происходит добровольно и не в виде взяток.
По пути внебюджетного финансирования школы в свое время, по словам Евгения Бунимовича, пытался пойти бывший министр образования Владимир Филиппов. В школах даже были открыты счета, на которые могли поступать пожертвования. Но пожертвований не поступило, и материальное положение школы ничуть не улучшилось. Не улучшит его, уверен Евгений Бунимович, и конкурс, затеянный НФПР. Это, по мнению Евгения Бунимовича, случится только тогда, когда общество придет к пониманию, что за образование надо платить.
Пока же готовы платить только устроители конкурса. С его победителями заключат договоры на доработку и оформление представленных материалов и выделят им оплату в размере от $500 до $1 тыс. в рублевом эквиваленте.