• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российское образование изменится до неузнаваемости На ближайшем заседании правительства определят приоритеты развития отечественной сферы образования

РБК daily. 6 декабря 2004

...«Действительно, реформа образования на слуху, но многие меры были недостаточно эффективными, – сказал RBC daily ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов...
...На этом этапе поиски вариантов решения проблем в образовании сосредоточились в трех позициях: качество, доступность и эффективность, – прокомментировал ситуацию RBC daily первый проректор ВШЭ Лев Якобсон. – Но продвижение по ним было явно неравномерно...

Сегодня должно состояться совместное заседание Российского совета по развитию образования (РОСРО), Российского Союза ректоров и Союза директоров средних профессиональных учебных заведений, где будут обсуждаться приоритетные направления развития образовательной системы России. Этот же вопрос планируется вынести в ближайший четверг и на заседание правительства РФ. Пожалуй, ни одна из последних российских реформ не вызывала столь яростных споров, как образовательная, и причина этого, по мнению специалистов, кроется не только в крайне медленной ее реализации, но и в том, что проводится она фрагментарно. Такой подход делает ее менее эффективной. На заседании правительства предполагается расставить все точки над i и определить, каким должно стать отечественное образование. Прежде всего, речь идет о восстановлении утраченных им функций, а также о создании современной образовательной системы, отвечающей запросам экономики. Есть все основания предполагать, что спустя пять лет образование изменится коренным образом.
Сегодня, как отмечают эксперты, нет другой сферы экономики, в которой споры по поводу модернизации велись бы столь ожесточенно. Изменения в образовательной отрасли актуальны прежде всего потому, что касаются практически каждой российской семьи. На первый взгляд кажется, что модернизация хотя и идет, но крайне медленно и положительного эффекта не имеет. Тот же единый госэкзамен так и не был всеми принят – по-прежнему многие специалисты считают, что он несовершенен и не дает возможности пресловутому мальчику из далекого города (такой пример очень любил приводить прежний министр образования Владимир Филиппов) поступить в самый престижный вуз страны. До сих пор не решены и другие ключевые вопросы. «Действительно, реформа образования на слуху, но многие меры были недостаточно эффективными, – сказал RBC daily ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов. – Так, попытка введения новых стандартов имела половинчатый эффект. С одной стороны, появились новые предметы: информатика, экономика и право, английский со 2 класса, но с другой стороны, метод построения образования остался прежним. Это отражает и кадровую ситуацию: корпус учителей остался прежним, и стандарта, ориентированного на развитие компетенции школьников, наша школа не может обеспечить. Но неспособность министерства и самих школ осуществить переход на европейский стандарт – сама по себе кризис». Тем не менее специалисты утверждают, что реформа образовательной системы – едва ли не одна из самых результативных в России. Например, из 30 намеченных четыре года назад реформ успешными можно назвать лишь три-четыре, в том числе образовательную. Накануне заседания правительства вопросы модернизации отрасли обсуждались не только на РОСРО, но и в Госдуме, и Российской академии образования. «Можно сказать, что это попытка обсудить сложившуюся обстановку в последний раз перед принятием стратегии развития образования», – сказал RBC daily г-н Кузьминов.
Стоит отметить, что коренные изменения в сфере образовательной политики стали происходить еще в начале 90-х годов, когда учебным заведениям была предоставлена автономия. Но, понятно, что принципиальное неучастие государства в образовании было бы губительным. Поэтому по результатам Госсовета по образованию в 2001 г. была разработана концепция модернизации российского образования, та самая, что фрагментарно реализуется сейчас. «На этом этапе поиски вариантов решения проблем в образовании сосредоточились в трех позициях: качество, доступность и эффективность, – прокомментировал ситуацию RBC daily первый проректор ВШЭ Лев Якобсон. – Но продвижение по ним было явно неравномерно. Например, вопрос доступности не решается, хотя, по моему мнению, это первоочередной вопрос. Ведь если смотреть на образование с позиций общества, в целом мы имеем сегодня все более разделенное общество, но именно образование может выступать его интегратором». По мнению г-на Якобсона, сейчас возникла потребность посмотреть на образование с общественных позиций, чтобы развить концепцию его модернизации. Речь в данном случае идет о переходе на новый уровень образовательной политики, в том числе о непрерывном образовании, экономических аспектах отрасли, пересмотре подходов к отбору учащихся в вузы.
Эксперты уверены, что все попытки изменить существующую систему окажутся бессмысленными, если они не будут иметь организационно-экономического базиса. Стоит отметить и недостатки тех документов, которые будут представлены на обсуждение в четверг. «Основной их недостаток заключается в том, что там прописаны институциональные вопросы, но нет привязки к конкретным ресурсам, – считает Лев Якобсон. – Правильно, что предстоит отрабатывать эффективные способы финансовой деятельности, но на какой ресурсной базе? На какие показатели финансирования мы собираемся выйти, на какие заработки педагогов? Если мы не говорим об этом прямо, у нас нет полного видения картины. В этом слабость документов, хотя идеологически они заслуживают поддержки».
Впрочем, можно сказать, что это далеко не самая жесткая оценка подготовленной стратегии развития образования. В частности, академик РАО, бывший министр образования Эдуард Днепров заявил, что российское образование «вошло сегодня в черную полосу невзгод и лишений». Он же предложил подвергнуть стратегию такому же широкому обсуждению, как и концепцию реформирования науки. «Отсутствие единодушия неудивительно, – считает Лев Якобсон. – Но критика свою роль уже сыграла, внесены изменения в документ. Г-н Днепров видит ряд тревожащих предложений, а я склонен говорить, что движение идет в правильном направлении, и менее удачные идеи надо отсекать».
Что же мы будем иметь после принятия стратегии? Есть все основания полагать, что система образования изменится коренным образом. Так, до 2010 г. предполагается принять ряд законов, в том числе и новую редакцию закона «Об образовании», благодаря которым эта сфера должна стать более современной и ориентированной на общественные запросы (в том числе на рынок труда), восстановить свою воспитательную функцию. Словом, образование перестанет быть изолированной от остальных систем, как это было в 90-х годах. Главное, чтобы эти намерения не остались только на бумаге и были подкреплены финансово.