• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профессионалы выходят на "тропу войны" Реформа "реформы" образования созрела уже и политически

Независимая газета. 2004. № 112-113. 4 июня

В газете "Первое сентября" на днях (28 мая) опубликовано открытое письмо "Письмо четырехсот" президенту Владимиру Путину. Существо обращения: резкой критике подвергнут массовый эксперимент по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) в существующем виде.

В газете "Первое сентября" на днях (28 мая) опубликовано открытое письмо "Письмо четырехсот" президенту Владимиру Путину. Существо обращения: резкой критике подвергнут массовый эксперимент по Единому государственному экзамену (ЕГЭ) в существующем виде. Вкратце предложения таковы:
1) необходимо ввести мораторий на массовое внедрение ЕГЭ до публикаций полных содержательных и финансовых отчетов об итогах эксперимента и проведении дискуссии; 2) требуется оперативное создание независимой от Министерства науки и образования РФ комиссии по экспертизе концепции и результатов программы модернизации образования; 3) должны быть приняты меры, исключающие в будущем возможность келейного принятия решений в сфере образования; 4) ставится вопрос о создании принципиально иной государственной системы оценки качества образования.
Ситуация с ЕГЭ, по всей видимости, настолько серьезна (если не сказать - катастрофична), что это заставило 420 ведущих ученых Российской академии наук и Российской академии образования, преподавателей и научных сотрудников вузов (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московского физико-технического института, Математического института им. В.А. Стеклова РАН, Института прикладной математики им. М.В. Келдыша, Института вычислительной математики РАН, Физического института им. П.Н. Лебедева РАН, Института системного анализа РАН), директоров школ, учителей подписаться под текстом обращения. Все это люди, заметим, известные, умеренно настроенные и ответственные.
Факт такой самоорганизации работников интеллектуального труда сам по себе говорит о многом. Пожалуй, он беспрецедентен. Видимо, накипело!
Рискну предположить, что внесенные предложения могут быть приняты. Борьба со здравым смыслом и общественным мнением - занятие бесперспективное. Административный ресурс в ситуации нарастающего общественного протеста, протеста профессиональных сообществ не поможет.
Есть и благоприятные политические обстоятельства. Задача нового министра нового Министерства науки и образования Андрея Фурсенко - определение нового эффективного курса. Поэтому освобождение от гнета явных ошибок предшественника, Владимира Филиппова, - дело естественное, необходимое, своевременное.
Размышления над возможным сценарием развития событий удобно выстроить, обновляя список "проклятых русских вопросов".
"В чем причины?" В нашем случае решающая причина происшедшего - абсолютно ненормальный монополизм бывшего Министерства образования, ухитрившегося сочетать в одном лице функции стратега, заказчика, исполнителя, разработчика, топ-менеджера, пропагандиста и агитатора, лоббиста, финансиста и при этом строгого оценщика своей кипучей деятельности.
"Кто виноват?" Очевидна вина чиновников разного ранга и в первую очередь руководителей Минобразования РФ.
"А деньги где?" В применении к программе модернизации вопрос этот встал во всем его трагическом величии. Будем надеяться, что с публикацией полных финансовых отчетов мы услышим честный ответ.
"Что делать?" Главное, что нужно сделать сегодня (на самом деле позавчера), - проявить политическую волю. Недостаточно провозгласить приоритетность образования. Необходимо вернуть доверие. Следовательно, нужны решительные действия, убедительно свидетельствующие, что внимание и общества, и власти к образованию - это всерьез и надолго. А для этого следует прекратить спекуляции на чувстве долга и энтузиазме учителей, работников высшей школы, ученых. В частности, существенно увеличить инвестиции в рост человеческого капитала. В противном случае учителей скоро придется заносить в Красную книгу.
В этой связи нельзя не зафиксировать крайнюю неловкость ситуации, сложившуюся за последние недели. Так, например, сейчас активно пропагандируется "свежая" идея: "Для борьбы с коррупцией нужно больше платить чиновнику, чтобы он не брал взяток". В рамках борьбы с бедностью справедливо отмечается: "В России соотношение доходов 10% самых богатых к доходам самых бедных - 30/1. Это на грани социальных катаклизмов. Надо возможно быстрее достичь соотношения 10/1". После этих ободряющих заявлений объявляется зарплата министра: 3000 у.е. в месяц. При средней заработной плате учителя 80 у.е. коэффициент подняли до значения 37, 5. Но нет решительно никаких признаков того, что в ближайшее время зарплата учителя и врача составит 300 у.е.
"Кто делает?" Именно этот вопрос центральный. Все беды России происходили от него. Разумеется, существующее положение, при котором чиновник по совместительству является идеологом и разработчиком, должно быть решительно изменено. У чиновника своя профессия, своя ограниченная, но очень важная функция - подобрать 2-3 группы умных высокопрофессиональных людей для решения задачи. Создать необходимые условия для работы. Грамотно и честно провести экспертизу. Выбрать оптимальное решение. Все!
Что же касается принципов организации работ по подлинному реформированию системы образования, то они хорошо известны по наиболее эффективным "атомному" и "ракетному" проектам.
В настоящее время есть много невостребованных людей и идей. Не востребованы системой образования и многие структуры - школы, вузы, Российская академия наук. Есть реальная возможность объединить усилия многих высокопрофессиональных, болеющих за дело людей вокруг высокой цели. Мы обязаны оборвать процесс деградации национальной системы образования и в короткий исторический срок вернуться на передовые рубежи.
История России - это примерно 40 поколений людей. Судьба России сегодня зависит от того, готово ли будет "41-е поколение" найти достойный ответ на исторические вызовы XXI столетия.