• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Профиль начинается с нуля Вместо учебников для "углубленных" классов педагогам раздают методички

Российская газета. 2004. № 120. 9 июня

...Руководитель рабочей группы по введению профильного обучения Анатолий Пинский считает, что новые книги могут появиться в школах не ранее, чем через десять лет.
- Конечно, идеально, если бы уже сейчас в школах стопкой лежали учебники для изучения биологии, литературы, химии на базовом уровне и такой же стопкой - книги для "профильников", - говорит Анатолий Пинский. - Но нельзя переписать учебник за один день...

К 2006 году все российские школы должны перейти на профильное обучение в старших классах. Сегодня закончен первый этап эксперимента - переход девятых классов на предпрофильную подготовку.

Во вторую стадию разработчики и участники эксперимента вступают с неоднозначными чувствами. С одной стороны, за прошедший год стало понятно, что профиль - дело нужное и полезное.
Он поможет ученикам заранее сориентироваться в своих пристрастиях и выбрать профессию уже в школе. Но с другой стороны, пока не ясно, кто и как будет решать главную проблему - обеспечение школ необходимыми "профильными" учебниками.
Специалисты Российской академии образования провели экспертизу существующих школьных учебников и пособий. Было "прочитано" около 200 книг, имеющих министерские грифы "допущено" и "рекомендовано". Вывод неутешительный: практически все учебники не соответствуют ни базовому, ни профильному уровню образования на той планке, которая прописана в новом госстандарте обучения. Требуется доработка. Руководитель рабочей группы по введению профильного обучения Анатолий Пинский считает, что новые книги могут появиться в школах не ранее, чем через десять лет.
- Конечно, идеально, если бы уже сейчас в школах стопкой лежали учебники для изучения биологии, литературы, химии на базовом уровне и такой же стопкой - книги для "профильников", - говорит Анатолий Пинский. - Но нельзя переписать учебник за один день.
Пока не готовы новые учебники, специалисты предлагают промежуточную меру: к тем, которые есть, уже написаны дополнительные методические рекомендации.
Казалось бы, все просто. Но дело в том, что на полках школьных библиотек десяти регионов, участвующих в эксперименте, стоят совершенно разные учебники. Не редкость, когда по отдельным предметам учителя используют сразу несколько книжек, например, по "общей", "глобальной" географии и по географии "человеческой деятельности". Какое из этих пособий брать за основу для корректировки? Ни ученые, ни методисты ответа еще не знают. А, например, учебников, на основе которых можно было бы преподавать профильные литературу и английский язык, у нас вообще нет. Их придется писать "с нуля".
Да и вообще - способны ли методички заменить полный учебный комплект, помочь учителю и не навредить ученику? Вопрос висит в воздухе. Однако уже сейчас можно сделать кое-какие выводы, основываясь на результатах последнего мониторинга качества образования в школах - участницах эксперимента, представленных Центром оценки качества образования РАО. Школьники, которые занимались физикой один час в неделю по обычному учебнику, показали тот же уровень знаний, что и те, кому "посчастливилось" готовиться по экспериментальному. Почему? Профильный учебник был рассчитан на 5 - 6 уроков в неделю. Сокращение материала погубило все его достоинства. Так что авторам методичек и новых учебников придется сильно постараться, чтобы такое недоразумение не повторилось.

***
Опыт
Марианна Макарова
В то время, как профильное обучение еще только собираются вводить для старшеклассников, ученики московской школы N192 углубленно изучают биологию, физику уже с седьмого класса.
- Нет ничего страшного в том, что, начав обучение в биолого-химическом классе, ребенок потом решит стать астрономом или писателем, - говорит преподаватель биологии Алексей Тихомиров. - Пусть он как можно раньше поймет, что мой предмет ему не интересен, и у него будет время определиться, чем он хочет заниматься в жизни.
Учителя уверены: гораздо интересней начинать углубленно работать с ребенком в младшей школе, пока взрослые своими окриками "Нельзя! Не трогай!" не уничтожили в нем "исследовательскую жилку". И если собственные неудачи некоторые школы часто списывают на учеников, то здесь своими ребятами гордятся.
- Главный лозунг массовой школы, - "чтобы не было отстающих", - считает учитель физики Евгений Мещерский. - Поэтому учителя всегда ориентируются на двоечников. И если способный ученик ничего не делает на уроке, то это вроде бы и не страшно. Но такая позиция в корне неверна: если способный ученик валяет в школе дурака, то это вина учителя. Мы ориентируемся на сильного ученика: тогда и более слабые ребята, даже если они не все поняли, что-то приобретают. Ведь зачастую они находятся во власти штампа "это сделать невозможно".
Ребятам изначально задают высокую планку, и бывает, что отличник, который пришел из другой, обычной школы, перестает получать пятерки. Для детей это серьезный стимул, чтобы работать, двигаться дальше.
- Ребенку в школе не должно быть легко, - уверяет химик Сергей Пономарев. - Но это накладывает на нас, учителей, особые обязательства: если я вижу, что ученик, готовясь к уроку, напрягал все свои силы, мне тоже халтурить нельзя. Мы хотим им показать, что в жизни, а особенно в науке, легких побед не бывает. В специализированном классе надо уметь пользоваться научной литературой, а не только знать точку зрения автора учебника.