• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выиграет ли учитель и его ученики? Что сулит педагогам новая система оплаты труда

Труд. 2004. № 108. 11 июня

По заданию Министерства образования и науки группа специалистов подготовила новую концепцию оплаты труда учителей. Один из главных ее пунктов: вместо почасовой системы, а также доплат за сверхурочную работу ввести фиксированный оклад (как это принято в вузах). Проект концепции, вызвавший горячие споры среди педагогов, обсуждался на днях на ученом совете Высшей школы экономики.

По заданию Министерства образования и науки группа специалистов подготовила новую концепцию оплаты труда учителей. Один из главных ее пунктов: вместо почасовой системы, а также доплат за сверхурочную работу ввести фиксированный оклад (как это принято в вузах). Проект концепции, вызвавший горячие споры среди педагогов, обсуждался на днях на ученом совете Высшей школы экономики. Несмотря на неоднозначную реакцию в педагогической среде, оппонентов на это заседание почему-то не пригласили.






Концепцию защищал руководитель рабочей группы, директор одной из московских школ Анатолий Пинский. Каковы же аргументы? При нынешней системе оплачивается только время уроков. Между тем исследования показали, что на внеурочную работу с учениками учитель тратит в среднем от 9 до 13 часов в неделю, на подготовку и обеспечение учебного процесса - от 19 до 24 часов, на организационно-педагогическую деятельность - еще 9 - 13 часов. Иным словами, продолжительность бесплатной работы учителя более чем едва раза превышает оплачиваемое время.






И еще один негативный момент подчеркивают разработчики проекта: для увеличения заработков учителя стремятся набрать как можно больше урочных часов. Из-за этого искусственно увеличивают количество классов и уменьшают число учеников в каждом из них. "Это ведет к снижению качества образования, - говорится в документе, - так как времени на серьезную подготовку не остается". По расчетам экспертов Высшей школы экономики, избыточная численность преподавателей оценивается в 30-35 процентов. Напрашивается вывод: от "лишних" 400 тысяч учителей надо избавляться. Не зря Владимир Филиппов, будучи министром образования, заявлял, что в ближайшие пять лет потребуется уволить примерно столько учителей...






Авторы концепции приводят, казалось бы, серьезные аргументы. Однако иное мнение у заместителя председателя профсоюза работников народного образования и науки Татьяны Куприяновой: "Откуда все эти разговоры, что у нас 400 тысяч лишних учителей? Вот данные Федеральной службы государственной статистики. Численность учащихся в расчете на одного преподавателя в России в 2002-2003 учебном году составляла 16 ребятишек в первых-третьих (четвертых) классах и 15 человек в пятых - одиннадцатых (двенадцатых) классах. Это полностью соответствует европейскому уровню. Зачем же обвинять наши школы в искусственном уменьшении численности учеников в классах? На самом деле во многих общеобразовательных учреждениях этот показатель - не 15 школьников, а гораздо выше. А вот на селе в класс приходят нередко 5-10 ребятишек: больше тут просто нет детей этого возраста. Что делать, не лишать же их права на образование? А в среднем получается 15 учеников на одного преподавателя. Словом, утверждать, что избыточная численность учителей у нас составляет 400-500 тысяч человек, могут только те, кто далек от реалий российской жизни. Кстати, сами же авторы концепции в одном из разделов документа говорят, что при переходе на новую систему может возникнуть потребность в дополнительных кадрах из-за того, что в проекте предусмотрено ограничение урочной нагрузки. Странно: одни говорят о "лишних" учителях, другие - что при избавлении от сверхурочной работы преподавателей будет не хватать... Впрочем, немало серьезных вопросов возникает по всем ключевым моментам новой системы оплаты труда".






Что же конкретно предлагают ее авторы? Общее рабочее время установить в объеме 1500 часов в год. Расчет прост: 36 часов (недельная нагрузка) умножаются на






42 рабочие недели. Должностной оклад учитывает 36 часов работы в неделю, но при этом на ведение уроков отводится от 14 до 22 часов. Разница в количестве уроков, подчеркивают авторы концепции, не будет влиять на зарплату учителя. Еще один важный пункт: предлагается жестко ограничить верхний предел учебной нагрузки учителя 1050 часами в год. Недельный лимит - 25 часов, включая 3 часа индивидуальных и групповых занятий, в том числе с неуспевающими и одаренными учениками, а также экскурсии и другую внешкольную работу. Возникает вопрос: если предельный лимит 25 часов, а продолжительность рабочей недели - 36, то чем будет заниматься учитель оставшиеся 11 часов? В концепции это объясняется достаточно подробно: примерно 7 часов в неделю отводится на подготовку и обеспечение учебного процесса (сюда же входит проверка письменных работ) и около 5 часов - на организационно-педагогическую деятельность (педсоветы, семинары, совещания, планерки, дежурства, посещение уроков других учителей). Такова вкратце схема. Однако оппонентов многое здесь не устраивает.






- В реальной жизни ситуация для большинства педагогов не улучшится после введения новшеств, а существенно ухудшится, - говорит Татьяна Куприянова. - Ведь, по сути, речь идет о переходе на режим "школы полного дня". Сегодня ребят после уроков не задерживают без необходимости в школе. А при новой системе будет введен обязательный учет внеклассной работы и придется придумывать какие-то "мероприятия", чтобы набрать необходимое количество часов. Это приведет не только к пустой трате времени педагога, но и увеличит перегрузки (и сегодня непомерные) обучающихся.






Другой негативный момент. Установление нормы урочной работы в объеме 22 часов в неделю в условиях, когда реально более половины учителей трудится с превышением этого показателя, приведет к массовому дефициту кадров. Опрос, проведенный на Всероссийском слете председателей первичных профсоюзных организаций, показал, что у 45 из 65 учителей (участников этого форума) объем нагрузки больше, чем 22 часа, причем у части педагогов - вдвое. В общей сложности "лишних" набралось 366 часов. Это адекватно 17 дополнительным штатным единицам. Если выявленное соотношение типично, то при переходе на штатно-окладную систему потребуется дополнительно 350 тысяч преподавателей. И что же будут делать в этом случае реформаторы?






Далее. Ограничение урочной нагрузки приведет к существенному сокращению доходов у сотен тысяч педагогов. Даже 70-процентное повышение зарплаты не сможет компенсировать материальные потери. Я уж не говорю о том, что новации непременно вызовут напряженность в коллективах учителей (нарушается принцип справедливой оплаты), приведут к конфликтам, стремлению получить поменьше уроков, побольше внеклассной работы - ведь на оклад это не повлияет, а трудоемкость и ответственность снизятся.






В предложениях, кроме того, не содержится механизма тарификации внеурочной и воспитательной работы. Словом, концепция оставляет впечатление непродуманной, скороспелой и во многом ошибочной. Не случайно в региональные организации профсоюзов идет поток обращений от возмущенных учителей, которые решительно возражают против предложений. Конечно же, вопрос о недопустимо низкой зарплате педагогов давно перезрел. Сегодня ставка учителя двенадцатого разряда составляет 1740 рублей, четырнадцатого разряда - 2020. Стыдно даже называть эти цифры. Но вместо улучшения ситуации нам предлагают значительно худшие условия.Надеюсь, что голос педагогов будет услышан и в Государственной Думе, и в министерстве, и в правительстве.






Будет ли услышан? После беседы с Татьяной Куприяновой я попросил депутата Госдумы, председателя Комитета по образованию и науке, заслуженного учителя Российской Федерации Николая Булаева высказать свое отношение к концепции. Он, кстати, долгое время работал учителем в средней школе и был директором педучилища.






- Я внимательно ознакомился с представленными мне материалами и беседовал со специалистами, - ответил Николай Иванович. - Прямо скажу: на сегодня аргументов "за" у меня нет. Не очень понятно, какую цель ставят авторы концепции?..






По имеющейся в редакции неофициальной информации и в руководстве Министерства образования тоже немало сомнений в отношении предлагаемой концепции. Не случайно на заседание ученого совета Высшей школы экономики не приехали заранее приглашенные заместители министров Владимир Фридлянов, Андрей Свинаренко, руководитель Федерального агентства по образованию РФ Григорий Балыхин и ряд других должностных лиц. Впрочем, лоббисты концепции не сдаются. Говорят, они собираются предпринять некий обходной маневр, чтобы "продавить" документ. "Труд" будет следить за развитием событий в этой очень важной сфере.