• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ремесло науке не помеха Российская школа идет на рынок труда, сохраняя свою фундаментальность, считает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко

Трибуна. 2004. № 104. 16 июня

На днях он заявил, что "федеральное образовательное ведомство будет заниматься прогнозированием рынка труда". По его мнению, такие исследования могут многому научить школьников, которым предстоит осваивать этот рынок. Слова министра прозвучали на "круглом столе" в Высшей школе экономики, участники которого обсуждали эксперимент по введению профильного обучения и его взаимосвязь с потребностями рынка труда.
Как сообщил руководитель федеральной рабочей группы по профильному обучению Анатолий Пинский, "профильная школа" должна стать массовым явлением к 2006 году, годом раньше начнется введение "предпрофильных классов".

На днях он заявил, что "федеральное образовательное ведомство будет заниматься прогнозированием рынка труда". По его мнению, такие исследования могут многому научить школьников, которым предстоит осваивать этот рынок. Слова министра прозвучали на "круглом столе" в Высшей школе экономики, участники которого обсуждали эксперимент по введению профильного обучения и его взаимосвязь с потребностями рынка труда.
Как сообщил руководитель федеральной рабочей группы по профильному обучению Анатолий Пинский, "профильная школа" должна стать массовым явлением к 2006 году, годом раньше начнется введение "предпрофильных классов". При этом "профильность" не означает введение профессиональной подготовки школьников. Каждый ученик сможет выбрать индивидуальный "образовательный маршрут". Например, "предпрофильная подготовка" в девятом классе предполагает, что из ста часов в рамках базового плана одну треть займет профориентация.
Министр образования и науки РФ смотрит на проблемы профильного обучения значительно шире. По его мнению, главная задача школы - научить молодого человека учиться.
- Любой профиль относителен. Профессия, которая на рынке труда востребована сегодня, завтра может потеряться, - подчеркнул Андрей Фурсенко. - Мы по праву гордимся академичностью общего образования. По существу, это и есть хорошая база, но мы должны учитывать стратегию.
Сегодня специалист, получивший академические знания, вынужден тем не менее доучиваться и переучиваться. Кроме того, любому молодому человеку, кроме теоретической базы, полезно овладеть каким-нибудь ремеслом. Кстати, министр сослался на собственный житейский опыт, рассказав, как в свое время получил в строительном отряде специальность плотника.
- Ремесло в руках очень важно и для психологического становления молодого человека, - отметил Андрей Фурсенко.
Безусловно, следует различать действительное состояние рынка труда и появляющиеся здесь модные поветрия, предупредил глава образовательного ведомства. К примеру, в пятидесятых годах прошлого века "лидером рейтинга" было гуманитарное образование. Очень популярной, в частности, стала профессия историка. И что в результате? Специальность получили очень и очень многие, но реализовать себя как ученые, исследователи смогли лишь единицы. Не секрет, что на рынке труда существует также понятие "сиюминутной выгоды". Примеров из практики более чем достаточно. Скажем, относительно недавно была дефицитной профессия оператора ЭВМ, программиста. Сегодня спрос на нее заметно снизился. Поэтому очень важен объективный прогноз рынка труда.
- Планирование рынка труда, формирование портрета молодого специалиста -дело трудное, но необходимое. Родители и дети должны видеть, куда движется российская экономика, - уверен Андрей Фурсенко. - Министерство будет уделять внимание этой работе, такой анализ поможет становлению профильного образования.
Профильное обучение тогда становится перспективным, когда учит ребят трудиться на самом высоком уровне, считают директора школ. Очевидно, что уже очень скоро педагоги начнут всерьез интересоваться реальной структурой рынка занятости.
Сегодня больше половины специалистов имеют профессиональное образование, в том числе начальное. Однако предприниматели предпочитают брать на работу специалистов со средним и высшим профессиональным образованием - инициативных и способных эффективно действовать в команде. По общему мнению участников "круглого стола", этому надо учить уже в профильной школе. А чтобы профильные курсы читали настоящие профессионалы, необходимо поднимать заработную плату лучшим преподавателям.