• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почасовая оплата - вчерашний день

Нижегородские новости. 2004. № 108. 17 июня

Концепция новой системы оплаты труда школьным преподавателям была представлена в Москве в Высшей школе экономики. По заданию Минобразования и науки ее разработкой занимались экономисты, юристы, представители региональных отделов образования, директора школ. Основной смысл документа - переход от почасовой оплаты труда и доплаты за сверхурочную работу на фиксированную ежемесячную оплату.

Концепция новой системы оплаты труда школьным преподавателям была представлена в Москве в Высшей школе экономики. По заданию Минобразования и науки ее разработкой занимались экономисты, юристы, представители региональных отделов образования, директора школ. Основной смысл документа - переход от почасовой оплаты труда и доплаты за сверхурочную работу на фиксированную ежемесячную оплату.
Как отметил руководитель рабочей группы, директор Центра социально-экономического развития школы Анатолий Пинский, в настоящее время зарплата педагогов исчисляется по введенной еще в 30-х годах прошлого столетия системе "рубли за часы": в нормированную часть рабочего времени включается только время уроков по расписанию, а внеурочная, внеклассная, воспитательная работа не оплачивается. "Такой системы больше нет не только за рубежом, но и в учебных учреждениях иных типов (вузы, техникумы) в России", - заявил он. Почасовая оплата влечет за собой увеличение нагрузки на детей и снижение качества образования. "В погоне за рублями учителя фактически гоняются за часами, набирая их иногда до 40 в неделю. Но уже при нагрузке больше 30 часов нельзя хорошо вести уроки. Получается, чем хуже учитель работает, тем больше он получает", - сказал Пинский.
По данным информационного центра "Образование", предлагаемая система условно носит название штатно-окладной", то есть учителя переводятся на твердые оклады и вносятся в штатное расписание школы, причем в окладе будут учитываться все виды педагогической деятельности - внеклассная работа, индивидуальные занятия, занятия по развивающим дисциплинам, проверка домашних заданий и так далее. А само жалованье будет зависеть от стажа работы преподавателя, его квалификации и качества обучения.
Авторы концепции намерены также уравнять в правах учителей начальных и средних классов. Сегодня для учителей начальной школы минимальное количество уроков составляет 20 часов, тогда как для работников средней школы 18 часов. Между тем именно учителям начальных классов приходится больше времени тратить на внеклассную работу и вообще проводить со своими подопечными больше времени.
В целом, по данным Госкомстата, в 2002 году зарплата в дневных общеобразовательных школах составляла в среднем по России 2800 рублей, по расчетам специалистов Госуниверситета - Высшей школы экономики - 3100. Относительно же средней зарплаты в промышленности средняя зарплата учителя составляет 50 процентов. В связи с этим только 30 процентов выпускников педагогически вузов России идут работать школьными учителями. "Сложилась ситуация, когда в школе остаются работать только те, кому больше некуда податься, либо те, кто изначально рассчитывает на получение дополнительных доходов", - подчеркнул ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. По его мнению, принятие новой концепции в совокупности с рядом других мер позволит значительно улучшить материальное положение учителей.
По оценке Анатолия Пинского, единственным препятствием к реализации концепции может стать "привычка и любовь к старым традициям". Вместе с тем, как отметили выступавшие на презентации, при переходе на новую систему оплаты труда учителей еще предстоит проработать множество вопросов, включая и внесение изменений в действующее законодательство.