• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Обычные оценки обезличивают школьника С 2005 года их будет дополнять портфолио достижений ученика

Газета. 2004. № 137. 30 июля

..."Детей не нужно учить по принципу "всех и всему", необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого школьника", - заявил Анатолий Пинский. По его мнению, обычные оценки обезличивают школьников, а портфолио поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. В первую очередь портфолио придумано для того, чтобы помочь девятиклассникам при выборе профильного класса...

В Министерстве образования и науки РФ всерьез намерены изменить традиционную систему школьных оценок. Специалисты считают, что обычные отметки обезличивают школьников. Рабочая группа при министерстве предлагает с 2005 года ввести в школах "портфолио достижений ученика". Новый документ станет дополнением к дневнику и аттестату об общем образовании. Авторы проекта рассчитывают, что через несколько лет портфолио будет влиять на поступление в вуз.

Знаки отличия
С 2006 года все российские школы перейдут на профильное обучение, то есть у старшеклассников появится возможность самостоятельно решать, какие предметы они хотят изучать углубленно, а от каких отказаться вовсе. Рабочая группа по профильному обучению при Министерстве образования и науки РФ разработала концепцию портфолио достижений ученика, презентация которой состоялась вчера. Как рассказала представитель комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации Надежда Анисимова, "портфолио станет сборником всех документов, свидетельствующих об участии и победах в образовательных конкурсах и олимпиадах, в него можно будет вкладывать положительные отзывы и рекомендации педагогов, образцы творческих и научных работ, причем не только в письменном, но и в электронном виде". Любопытно, что содержание портфолио будут определять сами ученики. Руководитель рабочей группы по профильному обучению Анатолий Пинский уточнил, что в эксперименте по введению портфолио уже принимают участие 10 регионов, из федерального бюджета на эти цели потрачено 200 тысяч рублей.

Индивидуальный подход
"Детей не нужно учить по принципу "всех и всему", необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого школьника", - заявил Анатолий Пинский. По его мнению, обычные оценки обезличивают школьников, а портфолио поможет проследить развитие ребенка, обнаружить в нем склонности к тем или иным наукам и скрытые таланты. В первую очередь портфолио придумано для того, чтобы помочь девятиклассникам при выборе профильного класса. Авторы проекта также рассчитывают, что абитуриенты смогут предъявлять портфолио при поступлении в вузы. Правда, для того чтобы перечень достижений школьника мог обеспечивать ему бонусы при поступлении в вуз, еще предстоит разработать единую систему оценок портфолио. Например, в Якутии участники эксперимента определили, что грамоты за победу в федеральных олимпиадах оцениваются в пять баллов, а в районных - в два балла. "Вес" портфолио определяется по сумме всех набранных баллов. Как уточнил Анатолий Пинский, точная система оценки для всех регионов будет разработана только после подведения итогов эксперимента. Кроме того, еще не достигнута договоренность с вузами о приеме портфолио, хотя эта проблема, скорее всего, будет решена. Так, многие творческие вузы давно требуют от своих абитуриентов доказательств того, что специальность выбрана не случайно. Например, при поступлении на факультет журналистики МГУ абитуриент должен представить приемной комиссии свои публикации в прессе. Чтобы не ставить в неудобное положение детей, которым пока нечем похвастаться, портфолио не станет обязательным атрибутом школьной жизни. "Те, кто не может или не хочет похвастаться достижениями, могут не составлять портфолио вообще. Портфолио будет помогать, но его отсутствие не станет препятствием для дальнейшего обучения", - говорит Пинский.