• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг экономики общего образования - основа для управленческих решений

Народное образование. 2004. № 10. 26 ноября

Важнейшая социальная отрасль, обеспечивающая потребности человека в получении знаний, - образование все больше ориентируется на потребности рынка, а учреждения образования сами становятся его экономическими субъектами. Если раньше можно было ограничиться знанием возможностей и особенностей функционирования собственно системы образования, то сейчас информационные запросы значительно расширились. На образовательных рынках активно действуют производители и потребители образовательных услуг. Это значит, что при выработке образовательной политики, управлении отраслью и конкретными образовательными учреждениями необходимо учитывать их мотивацию и поведение, а также ситуацию на внешних рынках и состояние конкурентной среды в целом.

Важнейшая социальная отрасль, обеспечивающая потребности человека в получении знаний, - образование все больше ориентируется на потребности рынка, а учреждения образования сами становятся его экономическими субъектами. Если раньше можно было ограничиться знанием возможностей и особенностей функционирования собственно системы образования, то сейчас информационные запросы значительно расширились. На образовательных рынках активно действуют производители и потребители образовательных услуг. Это значит, что при выработке образовательной политики, управлении отраслью и конкретными образовательными учреждениями необходимо учитывать их мотивацию и поведение, а также ситуацию на внешних рынках и состояние конкурентной среды в целом.

Методология и организация мониторинга
Сейчас информационное обеспечение не удовлетворяет органы управления образованием и другие структуры, прямо или косвенно работающие на модернизацию российского образования. Мало необходимых данных о реальном состоянии экономики отрасли, в частности, о масштабах и структуре рынка образовательных услуг, экономическом поведении населения и работодателей в этой сфере, а также экономических и образовательных стратегиях самих учреждений различных уровней, форм собственности, организационно-правовых форм. Из экономического анализа выпадает существенная часть финансовых средств системы образования, поступающих из внебюджетных источников (их объемы, структура, каналы поступления), а ведь именно эти средства играют все более важную роль в развитии образовательных учреждений. Финансовые данные не отражают диверсификацию экономической и образовательной деятельности, не позволяя, в частности, оценить стоимость образовательных программ разного уровня. Остро стоит вопрос об оценке средств населения на оплату образовательных услуг как в открытой форме, так и в теневом секторе отрасли. Отсутствуют системные данные, характеризующие участие бизнеса в финансировании образования и подготовке кадров. Нет количественных характеристик реальных объемов экспорта и импорта образовательных услуг и их места в экономике образования.
Недостает полноценной информации и потребителям образовательных услуг, которые должны делать выбор, планируя, выстраивая образовательные, а значит, и профессиональные цели для себя или своих детей. Перед семьями стоят серьезные вопросы о стоимости услуг, реальных затратах на получение образования, потенциальных заработках, на которые могут рассчитывать выпускники школ, вузов, профучилищ. А ведь такая информация должна составлять основу аналитических исследований, необходимых для формирования политики в сфере образования, управления этой отраслью, прогнозирования ее развития.
Среди причин сложившейся ситуации - общее снижение качества статистики образования и необоснованно медленное внедрение новых направлений и методов государственного статистического наблюдения в этой сфере, изменение экономических отношений, которые до настоящего времени не получили необходимого информационного, в первую очередь статистического отражения, формирование рынков образовательных услуг, описание которых требует принципиально иных данных. В 2003-2004 гг. был разработан проект инструментария статистического наблюдения за учреждениями общего и начального профессионального образования, охватывающий все аспекты их деятельности: контингент учащихся, кадры, материально-техническую базу и финансово-экономическую деятельность(1). В ближайшее время начнется его масштабная апробация.
Создается интегрированная информационная система по экономике образования, соответствующая новым целям и задачам. Сотрудники нашего Университета - Высшей школы экономики ведут под эгидой Министерства образования и науки РФ специальные систематические наблюдения - мониторинг. Предмет его - экономика образования, однако охват исследований значительно шире: необходимо выявить самые разнообразные факторы, определяющие экономику сферы образования, выделить новые явления, требующие регулярного наблюдения, выбрать соответствующие показатели, представленные в формате описания рынков образовательных услуг. Таким образом, создается информационная основа системы управления образованием в кардинально изменившихся условиях. Она представляет собой комплексную диагностику качественных и количественных показателей эффективности функционирования и тенденций развития образовательной сферы с учетом социально-экономических изменений в стране.
Информационная система позволит объективно отражать состояние и тенденции развития экономики образования в России, адекватно оценивать процессы реформирования его организационно-экономических механизмов, выявлять проблемные зоны, оперативно корректировать образовательную политику как на федеральном уровне, так и на уровне региональных и муниципальных органов управления.
Предметом мониторинга экономики образования становятся рынки образовательных услуг. Это принципиально новый подход, адекватный условиям сегодняшнего дня. В рамках мониторинга ведется наблюдение за участниками рынков: с одной стороны, за потребителями в лице учащихся (их семей) и работодателей, с другой - за производителями - образовательными учреждениями, их руководителями и преподавательским персоналом, а также другими структурами, предоставляющими образовательные услуги (предприятиями, организациями, частными лицами). Описываются мотивации, предпочтения и стратегии участников образовательных рынков, потоки финансовых и материальных средств, которые циркулируют в сфере образования.
Мониторинг экономики образования соответствует сути концепции непрерывного образования: исследуются все его уровни - от дошкольного до высшего профессионального, а также дополнительное образование детей и взрослых. Сбор данных ведется по России в целом и по некоторым субъектам Федерации, выбранным на этой стадии как пилотные регионы. Они различаются по своему географическому положению, социально-экономической ситуации, показателям уровня жизни и другим характеристикам. В нынешнем году пилотными регионами для мониторинга стали Москва, Пермская и Ярославская области, Красноярский и Краснодарский край, Республика Марий Эл.
Мониторинг экономики образования уникален не только с точки зрения своеобразия предметного подхода, институционального и регионального охвата. Уникальна его методология. В его основе статистика. Важнейшее направление статистических работ - обеспечить информационное сопровождение аналитических исследований и прогнозных разработок. Самый широкий спектр данных доводится до общественности в виде статистических сборников, первый из которых - "Образование в Российской Федерации" - опубликован в 2003 году. Готовится к изданию новый сборник. В то же время, учитывая ограниченность действующей образовательной статистики, в рамках мониторинга ведутся специальные статистические обследования: собираются оригинальные данные, характеризующие кадровый потенциал, материально-техническую и информационную базы, финансово-экономическую деятельность пилотных образовательных учреждений. Основная цель такой работы - комплексный анализ экономики образовательного учреждения и апробация новых подходов к статистике.
Социологический блок мониторинга экономики образования представлен комплексом исследований. Несмотря на естественный субъективизм, материалы выборочных опросов, дополняя и "расцвечивая" статистику, помогают сформировать достаточно объективное представление о состоянии отдельных сегментов рынка и поведении на них потребителей и производителей образовательных услуг.
Особое место в мониторинге экономики образования занимают аналитические исследования. Их тематика весьма разнообразна: рынки образовательных услуг, мотивации, предпочтения, стратегии и расходы семей, образовательные и экономические стратегии учреждений профессионального образования. Результаты исследований легли в основу анализа финансовых потоков - как видимых, так и теневых - в сфере образования, на основании которого просчитаны и описаны различные сценарии развития системы на период до 2010 года.
Мониторинг экономики образования становится надежной основой для принятия взвешенных управленческих решений, определения управленческих приоритетов. Он призван не только обеспечивать информационные потребности органов управления образованием и исследовательские интересы аналитиков. Очень важно довести его результаты до широкой общественности. Только так, максимально гласно представляя новые идеи и разработки, можно инициировать в обществе дискуссию по проблемам модернизации образования, обеспечить, с одной стороны, понимание и поддержку образовательной политики, а с другой - ее конструктивную критику. Именно для этого широко освещаются результаты мониторинга. В новой серии информационных бюллетеней, объединенных общим названием "Мониторинг экономики образования", опубликовано восемь тематических номеров. Материалы, подготовленные в рамках разработки системы мониторинга, судя по дискуссиям, развернувшимся на организованных в Государственном университете - Высшей школе экономики научно-практических конференциях, полученным откликам и разнообразным публикациям в прессе, оказались весьма востребованы. На сайте ГУ - ВШЭ появилась страница, посвященная мониторингу экономики образования(2).

Статистический обзор общеобразовательной школы
В общеобразовательной школе в России, как известно, три ступени: начальная, основная и средняя (полная). Учиться в школе дети начинают, как правило, с шести с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения восьмилетнего возраста. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования определяются федеральным законом.

Учителя
В общеобразовательных учреждениях трудится примерно 2,9 млн чел. (более половины всех занятых в образовании), в том числе 1,7 млн учителей, из которых 86 % женщины. В 2003 г. высшее профессиональное образование имели 79 % учителей дневных школ (в 1995 г. - 74 %). При этом заметно увеличилась доля педагогов с высшим профессиональным образованием среди учителей 1 - 4-х классов: с 46 % в 1995 г. до 56 % в 2003 г. В то же время несколько снизился уровень образования учителей 5 - 11 (12)-х классов: среди них не имели высшего профессионального образования 8,5 % учителей (в 1995 г. - 7,6 %). Во многих школах не хватает предметников. На 1 октября 2003 г. оставались вакантными 15,1 тыс. должностей (1,4 % от общей численности учителей-предметников), в том числе 4,0 тыс. - преподавателей иностранного языка. Педагоги в негосударственных школах имеют более высокий профессиональный уровень: высшее профессиональное образование у 90 % учителей, что выше аналогичного показателя в государственных школах. Каждый восьмой учитель общеобразовательных школ - пенсионного возраста.

Ученики
Контингент учащихся в последние годы ежегодно уменьшается: в 2003/04 учебном году 17, 8 млн чел. (на 6 % меньше, чем в 2002/03 учебном году, и на 15 % по сравнению с 1991/92 учебным годом).
Охват общим образованием составляет 88 % от численности населения в возрасте 7-17 лет.

Школы
На начало 2003/04 учебного года общее образование в России было представлено 66,1 тыс. общеобразовательными учреждениями. В последнее время сокращается число школ (на 2 % по сравнению с 2002/03 учебным годом и на 5 % по сравнению с 1991/92 учебным годом), причем как дневных, так и вечерних.
Существенные изменения происходят в системе начального общего образования. 87 % государственных начальных школ расположены в сельской местности. Практически на треть по сравнению с 1991 г. уменьшилось число начальных школ (в городской местности число их возросло за этот период в 1, 8 раза). Одна из причин - юридическое объединение сельских малокомплектных начальных школ со средними в статусе филиалов. В 84 % государственных начальных сельских школ учатся менее 20 человек.
Сокращается число основных школ, причем как в городской, так и в сельской местности. В то же время растет число средних (полных) школ.
В дневных государственных школах в 2003 г. учились 97% учащихся. После постоянного увеличения их числа с 1998 г. началось сокращение (в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 1220).
В государственных дневных школах постоянно сокращается число детей, занимающихся в две-три смены; однако все еще каждый пятый городской школьник занимается в две-три смены (в 1991 г. - каждый третий).
В системе государственного общего образования открыты образовательные учреждения повышенного статуса - гимназии и лицеи с более высоким уровнем обучения: в 1995 г. было 911 государственных гимназий и 538 лицеев, в 2003/04 учебном году - 1216 гимназий и 844 лицея.
Нуждается в срочном капитальном ремонте 37% государственных дневных школ, причем за последние годы этот показатель практически не уменьшается. В этих школах обучается 7,1 млн детей (40% общей численности школьников).
Здания 4,1% школ признаны аварийными (0,7 млн учащихся). Лишь 55% школ имеют все виды благоустройства. Только 72% государственных школ оборудованы водопроводом, 81% - центральным отоплением, 59% - канализацией. Каждая четвертая государственная дневная школа не имеет физкультурного зала, бассейны есть лишь в 2 % таких учреждений.

Горячим питанием обеспечены
62 % учащихся государственных дневных школ. В каждой пятой школе нет столовой или буфета.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья организовано в государственном секторе образования. В 2003/04 учебном году 257 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья занимались в 1969 специальных (коррекционных) школах для детей с отклонениями в развитии. Кроме того, в общеобразовательных школах работают специальные (коррекционные) классы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, 206 тысяч детей с отклонениями в развитии учатся вместе с ровесниками в обычных школах. Индивидуально на дому по специальным программам занимаются примерно 37 тысяч детей-инвалидов. Для детей с девиантным поведением открыты 62 специальные школы.

Дополнительные услуги
Разнообразие образовательных услуг обеспечивается за счет дополнительного платного обслуживания. В 2002/03 учебном году 4,6 тысяч школ предоставляли такие услуги 774,2 тысячам детей (5% от всех учащихся).
Негосударственный сектор общего образования на начало 2003/04 учебного года представлен 707 общеобразовательными учреждениями, из них более 14% (14 % обучающихся) - конфессиональные школы, более 34% (31% обучающихся) - школы без программ углубленного изучения предметов. Негосударственные школы, составляя чуть более 1% от общего числа школ и охватывая около 0,4% учащихся, существенно не влияют на систему общего образования. Негосударственный сектор в сфере общего образования развивается в основном в крупных городах: около 40% негосударственных школ расположены в Москве (141 школа), Санкт-Петербурге (69) и Московской области (62).
Около 97% негосударственных школ прошли лицензирование; государственную аккредитацию получили лишь 64%, а бюджетное финансирование имеют 36 % школ (на начало 1997/98 учебного года эти показатели распределились следующим образом: 95%, 41% и 36%).
Подавляющее большинство негосударственных образовательных учреждений не имеет собственных помещений, обучение ведется на арендованных площадях. Только в последнее время наметилась тенденция к укреплению их материально-технической базы: если в 1994 г. арендованная площадь составляла по негосударственным школам 82 % общей площади учебных помещений, то в 2003 г. - уже 72%.
Число рабочих мест с ЭВМ в школьных кабинетах информатики по сравнению с 2001/02 учебным годом возросло на 8%, удельный вес школ, оснащенных кабинетом информатики, - на 16%, составив на начало 2003/04 учебного года 91%. Вместе с тем позаниматься на компьютере ребятам по-прежнему не просто: на каждый установленный в кабинетах информатики компьютер в начале 2003/04 учебного года приходилось в среднем по 46 учеников. Для сравнения: в странах Европейского Союза на один школьный компьютер приходится 9 учеников.
Дополнительное образование для детей и подростков
В 2002 г. насчитывалось 8, 9 тыс. внешкольных учреждений (по сравнению с 1998 г. их стало больше на 13%) с контингентом 8,3 млн человек (увеличилось на 18%). Сравнение численности занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей с численностью учеников дневных общеобразовательных школ свидетельствует о том, что учреждения дополнительного образования по-прежнему малодоступны для школьников, хотя и есть положительная тенденция: если в 1998 г. во внешкольных центрах, дворцах, домах детского творчества занимались 32 % учеников дневных школ, то в 2003 г. - 40%. 4686 тысяч детей занимаются в 3695 внешкольных учреждениях самыми разными видами художественного и технического творчества.

1. Модернизация статистики образования в России. Научный семинар Министерства образования РФ и Национального фонда подготовки кадров. 22 марта 2004 г. http: //www. hse. ru/ science/isiez/ default. shtml
2. http: //isek. hse. ru/

[Графические материалы:
Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений (на начало учебного года)
Число дневных общеобразовательных учреждений
(на начало учебного года)
Динамика основных показателей деятельности общеобразовательных учреждений
Среднегодовая численность работников в образовательных учреждениях (тысячи человек)
Численность учителей общеобразовательных учреждений (на начало учебного года; тысячи человек)(*)
* Включая руководителей общеобразовательных учреждений.
Удельный вес учителей дневных общеобразовательных учреждений Минобразования России(*), имеющих высшее профессиональное образование (на 1 октября)
* В 2004 г. функции Минобразования России переданы Министерству образования к науки Российской Федерации и находящимся в его ведении Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по образованию.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в отрасли "Образование" в целом и в общеобразовательных учреждениях (рубли; до 1998 г. - тыс. руб. )
Число государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (на начало учебного года)
Государственные дневные общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии и лицеи (на начало учебного года)
Численность учащихся в государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии
(на начало учебного года; тыс. чел. )
Дневные государственные общеобразовательные учреждения, предоставляющие платные дополнительные образовательные услуги (за учебный год)
Обеспеченность учащихся государственных дневных общеобразовательных учреждений горячим питанием (на начало учебного года)
Обеспеченность государственных дневных общеобразовательных учреждений библиотеками
(на начало учебного года)
Оснащение государственных дневных средних (полных) общеобразовательных учреждений кабинетами основ информатики и вычислительной техники
(на начало учебного года)
Учреждения дополнительного образования детей по видам образовательной деятельности
Материал доступен в бумажной версии издания.

Наталья Ковалева, кандидат экономических наук Вера Кузнецова, научные сотрудники Государственного университета - Высшей школы экономики