• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государство не хочет быть гарантом

РБК daily. 2004. № 228. 30 ноября

..."Хотелось бы, чтобы образовательные кредиты не превратились в финансирование бюджетных мест, а стали способом привлечения заемных средств, - сказал RBC daily директор Института развития образования ВШЭ Борис Рудник. - Надо провести оценку рисков, а также определить критерии отбора заемщиков. Разумно, если критерием станет сам вуз, его престижность, а вот ЕГЭ сработает только на уровне бакалавриата. Если же речь идет о государственных возвратных субсидиях, то финансировать таким образом будут тех, кто потом отправится в госсферу. Значит, этим людям надо обеспечить рабочие места"...

Очередное думское заседание по вопросам образовательных кредитов так и не нашло ответов на вопросы, какую роль будет играть государство и на каких основаниях будет выдаваться кредит на обучение в вузах
В понедельник в Госдуме прошло заседание подкомитета по профессиональному образованию Комитета по образованию и науке, посвященное разработке законопроекта об образовательных кредитах. Хотя сегодня ряд российских банков уже работает с образовательными кредитами, они доступны далеко не всем. Кроме того, многие эксперты уверены, что и после утверждения соответствующего законопроекта число заемщиков, способных выплатить долг банку, вряд ли существенно увеличится. Впрочем, до принятия законопроекта его разработчикам придется решить ряд ключевых вопросов. В частности, возьмет ли на себя государство какие-либо функции, например, по выплате процентов по кредитам, и кто именно и на каком основании сможет этот кредит получать. В понедельник участники заседания так и не смогли прийти к единому мнению по этим позициям.
На заседании был представлен доработанный законопроект об образовательных кредитах, а также обсуждались замечания и дополнения к нему. Так, основным вопросом на обсуждении стала степень ответственности государства при обеспечении выплат по кредиту. В законопроекте предусмотрено два вида кредитов - образовательный и так называемый сопутствующий, идущий на социальные нужды. Студент может заключить с банком договор, и в первом случае он перечисляет необходимую сумму на счет учебного заведения, а в случае социального кредита деньги получает сам заемщик. Соответственно, суммы образовательных кредитов должны определяться государством, а суммы сопутствующих кредитов не должны превышать величину прожиточного минимума в определенном регионе. Также заемщику может быть предоставлена отсрочка по кредиту. Разработчики законопроекта предусмотрели несколько вариантов на тот случай, если заемщика отчисляют из его альма-матер. Ассоциация российских банков (АРБ) предлагает вузу либо вернуть банку "сумму кредита, превышающую стоимость уже оказанных образовательных услуг" , либо наложить на заемщика взыскание, с тем чтобы он субсидиарно ответил по своим обязательствам. Кстати, уже сам факт отчисления из института служит основанием для расторжения договора о кредитовании. Представители Высшей школы экономики, участвовавшие в разработке законопроекта, отметили, что им удалось достичь взаимопонимания с АРБ практически по всем вопросам. Остается пока нерешенным вопрос об объеме субсидиарной ответственности и о том, будет ли она переноситься на государство в случае, если нет возможности возмещения кредита. При этом эксперты ВШЭ отметили, что такие случаи редки - всего 4%. В будущем, по их расчетам, образовательными кредитами сможет пользоваться порядка четверти студентов, обучающихся на коммерческих отделениях российских вузов. А на девятый - десятый год госотчисления по поддержке этого кредитования должны составить 1,5-2 % от бюджетных средств на образование.
Представители АРБ в свою очередь постарались убедить присутствующих в том, что участие государства в программах образовательного кредитования просто необходимо. "Это несправедливо: государство не теряет средства, а получает право регресса, - высказался представитель АРБ. - Банки не намерены слагать ответственность с государства. Его вступление более чем обоснованно. Действия же по взысканию кредита будут ограничены, так что для него нет никакой опасности". Кроме того, в условиях, когда нет критериев отбора заемщиков, государству было бы вполне разумно взять на себя эти риски. Однако согласных с такой точкой зрения нашлось немного. В пример сразу же привели статистику по США, где хорошей традицией стал невозврат образовательных кредитов. Правда, за период с 1999 по 2002 г. таким образом было "прощено" всего 80 млн долл. - примерно 20 % от общего числа подобных кредитов.
Кроме того, была высказана мысль, что привлечение в качестве созаемщиков крупных компаний чревато разного рода злоупотреблениями - они будут по льготным ценам получать специалистов, а государство будет вынуждено их поддерживать. Идея же оценивать кредитоспособность человека по уровню достатка его родителей тоже не слишком удачна. "Таким образом отсекается половина клиентов, - считает представитель банка "Союз" Алексей Любченко. - Например, многие поступают из регионов - как оценить их кредитоспособность? Необходимо обеспечить массовое кредитование среди тех, кто набрал проходной балл".
Это, кстати, еще один аспект, вызвавший активное обсуждение. По каким именно принципам будут отбираться люди, которые смогут получить кредит на образование? Была даже высказана идея взять за критерий результаты ЕГЭ. Конечно, многострадальному единому экзамену приписывали всякое, но фильтром он может служить лишь для "освоивших образовательный стандарт" , не более. А начальник отдела экономики в сфере образования Министерства образования и науки Галина Башкина заявила, что государство, прежде всего, заинтересовано в том, чтобы определять, на каких специалистов давать кредиты.
Очевидно, что без господдержки это начинание вряд ли широко распространится. Сейчас образовательное кредитование - слишком дорогое удовольствие. Кроме того, оно и не должно выполнять только функцию обеспечения насыщения рынка. "Хотелось бы, чтобы образовательные кредиты не превратились в финансирование бюджетных мест, а стали способом привлечения заемных средств, - сказал RBC daily директор Института развития образования ВШЭ Борис Рудник. - Надо провести оценку рисков, а также определить критерии отбора заемщиков. Разумно, если критерием станет сам вуз, его престижность, а вот ЕГЭ сработает только на уровне бакалавриата. Если же речь идет о государственных возвратных субсидиях, то финансировать таким образом будут тех, кто потом отправится в госсферу. Значит, этим людям надо обеспечить рабочие места".
Но, так или иначе, очевидно, что образовательные кредиты, если они получат распространение, сами по себе смогут стать серьезным стимулом к повышению качества образования. Во-первых, человек будет более серьезно выбирать будущую специальность, во-вторых, более усердно учиться и, наконец, в-третьих, искать себе место работы. Правда, для этого надо, чтобы стороны, участвующие в доработке законопроекта, все же пришли к единому решению.
Отдел экономики