• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Второй срок

Финанс.. 2005. № 9. 7 марта

..."Второе высшее по данной специальности обычно получают те люди, у кого базовое образование не экономическое, но которым по роду деятельности требуются знания глубокие и современные. Это, как правило, специалисты, работающие в финансовой сфере", - отмечает заведующий кафедры банковского дела и директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков...

Второе высшее финансовое образование, как правило, получают специалисты, которые ощутили нехватку фундаментальных знаний и желают подтвердить профессиональный статус соответствующим дипломом.
Второе - почти первое. Время случайных успехов в финансовой сфере прошло. Люди, которые руководили бизнесом, не обладая специальными знаниями, сменились профессионалами, получившими систематическое образование в области стратегического менеджмента, банковского дела, фондовых рынков. Тем, кто ощущает острую нехватку теоретических знаний, ничего не остается делать, как получать второе высшее образование.
Оно немногим отличается от первого. Во-первых, эта форма обучения не сопряжена с мучительными вступительными экзаменами. Собеседования по большей части проводятся не для того, чтобы отсечь "слабые звенья", а с целью определения образовательного уровня и потребностей аудитории. Студентам засчитываются те предметы, которые изучались ими в "круге первом": общегуманитарные, математические, естественно-научные, социально-экономические. Таким образом, полновесный пятилетний срок обучения, характерный для высшей школы, при перезачете сокращается до 2-3 лет.
Второе высшее образование в области финансов, как и первое, предлагает бессчетное количество вузов. Однозначного лидера здесь нет, но есть традиционно сильные и авторитетные учебные заведения: Финансовая академия, РЭА им. Плеханова, Высшая школа экономики (ВШЭ), МГИМО, Академия народного хозяйства, Всероссийская академия внешней торговли (ВАВТ), Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. В регионах грамотных специалистов готовят в экономических академиях Новосибирска, Иркутска, Хабаровска, в Казанском финансово-экономическом университете и других вузах.
Кто И зачем? За вторым высшим приходят только те, кто твердо знает, зачем им это нужно. В тридцать лет - а это средний возраст для подобной категории студентов - люди понимают: на то, чтобы потратить три года жизни и немалую сумму (в среднем $3,5 тыс. в год), ходить в вуз после рабочего дня несколько раз в неделю, писать курсовые и сдавать изматывающие сессии, нужны веские причины. Заместитель руководителя функционального блока экономики и финансов ФК "Уралсиб" Константин Богатырев объясняет свою мотивацию: "Необходимость получения второго высшего образования в моем случае была продиктована сменой профессиональной сферы деятельности. Опыт работы не может заменить фундаментального образования в определенной области. Поэтому я одновременно начал работать в банке и учиться в вузе по специальности "экономика и финансы". "Второе высшее по данной специальности обычно получают те люди, у кого базовое образование не экономическое, но которым по роду деятельности требуются знания глубокие и современные. Это, как правило, специалисты, работающие в финансовой сфере", - отмечает заведующий кафедры банковского дела и директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков.
Причин в очередной раз сесть за парту может быть великое множество, но, по сути, побудительные мотивы можно свести к формальным и неформальным. В первом случае человеку нужен диплом, ведь некоторые должности до сих пор занимаются только при наличии финансового или экономического образования (это обязательно, например, для руководителей банков и страховых компаний). И тогда "корочки" просто покупаются. Фиктивных студентов не слишком волнует название вуза, зачастую они останавливают выбор на учебных заведениях районного масштаба, экономя таким образом деньги и время, ведь учиться в регионах значительно дешевле. Во втором случае люди приходят за серьезным образованием и поэтому проводят вдумчивый сравнительный анализ высших школ, чтобы сделать правильный выбор. Здесь важно все: престижность вуза, специальность, читаемые курсы, срок обучения, плата.
Дело техники. Частый случай, когда второе высшее финансовое образование получают обладатели дипломов технических вузов. Объясняется это просто: многие из них учились в высшей школе еще до перестройки, а тогда наиболее уважаемыми профессиями считались физики, математики и инженеры. Попав в бизнес, они почувствовали острую нехватку академических знаний в области экономики и финансов. "Если посмотреть резюме ведущих российских финансистов, в большинстве случаев можно увидеть именно такое сочетание: первое высшее техническое и второе финансовое образование", - отмечает руководитель направления "Финансы и аудит" хэдхантинговой компании Penny Lane Consulting Виктория Филиппова. Работодатели ценят подобных специалистов, небезосновательно полагая, что человек, обучавшийся по технической специальности, обладает системным мышлением и аналитическим складом ума. А финансовые знания, полученные при втором высшем образовании, помогают наиболее эффективно руководить бизнесом.
Но чем дальше, тем чаще в вузы за дипломом по финансам приходят те, кто оканчивал общеэкономические факультеты. Они получали первое высшее в 90-е годы, но тогда эти дисциплины были в новинку не только для студентов, но и для большинства преподавателей. Спустя годы специалисты почувствовали нехватку знаний и пришли доучиваться.
Коэффициент эффективности. "Второе высшее образование эффективно ровно настолько, насколько эффективно первое: их качество зависит от вуза. Задача и того, и другого - дать человеку глубокие знания в выбранной сфере, в данном случае в финансовой", - считает Василий Солодков. Поэтому так важно выбрать и учебное заведение, и специальность.
В Финансовой академии основное внимание уделяется изучению экономической теории и вопросов кредитования, в МГИМО финансы рассматривают через призму международного опыта, в Государственном университете управления упор делается на финансовый менеджмент, в ВШЭ - на макроэкономику. Ректор ВАВТ Сергей Долгов отмечает: "К нам за вторым образованием приходят люди, которые, занявшись предпринимательством, почувствовали нехватку экономических, правовых, финансовых, языковых знаний, необходимых для работы в интернациональном бизнесе. Академия традиционно отличилась всесторонней подготовкой слушателей в области кредитных и расчетных операций в сфере международной торговли". Специальность - столь же важный момент. Не стоит доверять одному названию. Чтобы выбор был осознанным, нужно внимательно изучить курсы, которые будут читаться по той или иной специальности, и понять, какие именно знания будут вам наиболее полезны.
Еще один вопрос, который требует размышлений, - выбор формы обучения: вечерняя или заочная. Константин Богатырев считает, что приемлемый результат можно получить только при очной форме: "Необходимо систематическое непосредственное общение - как с преподавателями, так и с сотоварищами-студентами". Здесь есть и минусы - тяжелейшая нагрузка, отсутствие свободного времени. Но сложно согласиться с тем, что, приезжая исключительно на сессии, можно получить равноценные знания, перенять опыт, завязать полезные знакомства.
Отличия от МВА. Многие не видят особенной разницы между вторым высшим финансовым образованием и МВА-программами. Между тем разница есть, и она существенная. Первые готовят специалистов, вторые - управленцев. "Программы МВА короче, они более сфокусированы и узконаправленны, - объясняет Василий Солодков, - в них не решаются глобальные, мировоззренческие вопросы, которые затрагиваются в программах второго высшего образования".
"Программа МВА создана и реализуется для подготовки управленческих кадров высшей квалификации, а программа второго высшего образования - это академические программы подготовки специалистов в сокращенные сроки, - добавляет проректор по маркетингу высшей школы бизнеса "Мирбис" Татьяна Иванищева. - Поэтому и останавливают выбор на втором высшем те специалисты, которые хотят стать профессионалами в какой-то области, а не научиться управлять".