• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Науку сблизят с образованием Руководство Высшей школы экономики высказало свою позицию по поводу происходящих в науке и образовании процессов

РБК daily. 2003. № 193. 11 октября

В пятницу ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов провел пресс-конференцию, на которой рассказал о своем видении перемен, необходимых сегодня образованию и науке. Примечательно, что встреча состоялась в разгар ожесточенной полемики вокруг концепции развития отечественной науки.
..."В науке и образовании давно назрело кризисное состояние, связанное с потерей ориентиров, - сказал RBC daily проректор ВШЭ Лев Якобсон. - И если для образования это выражается более всего в утрате связи с рынком труда, то для науки - в утрате приоритетов. В результате мы имеем хроническое недофинансирование огромных масштабов. Следовательно, есть абсолютная необходимость определить приоритеты в науке, и оставлять ее так, как есть, нельзя"...

В пятницу ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов провел пресс-конференцию, на которой рассказал о своем видении перемен, необходимых сегодня образованию и науке. Примечательно, что встреча состоялась в разгар ожесточенной полемики вокруг концепции развития отечественной науки. Документ, ставший в одночасье яблоком раздора между учеными и министром образования и науки Андреем Фурсенко, заочно похоронил науку. Однако он констатировал факт: и образование, и наука нуждаются в переменах, которые позволят им в дальнейшем не просто преодолеть кризис, но и отвечать современным требованиям. В обоих случаях ВШЭ предлагает рассмотреть возможности повышения эффективности отраслей и использовать для этого как бюджетные, так и внебюджетные средства.
Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов в начале выступления сразу оговорился, что разделяет стремление министра Фурсенко изменить ситуацию в науке и образовании. "Идеологических расхождений между нами нет, - заявил г-н Кузьминов. - Но при этом есть некоторые нюансы в понимании конкретных проблем". Несмотря на то что, по словам ректора ВШЭ, г-н Фурсенко продолжает реформу образования, начатую его предшественником Владимиром Филипповым, кризис в отрасли до сих пор не преодолен. Финансирование образования, признанного в программе правительства РФ в 2000 г. национальным приоритетом, замедлилось. Если в 1995 г. консолидированный бюджет образования составлял 3,72% от ВВП, то в 2001 г. - 3,7% (277, 8 млрд руб.), в 2003 г. - 3,6%, а вместе со средствами семей - 5%. Подобные показатели - самые низкие среди развитых стран, участвующих в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Кроме того, разрыв в удельных расходах на образование при сопоставлении России и западноевропейских стран в два раза больше, чем разрыв ВВП на душу населения. То есть, хотя сама по себе российская система образования расширяется, ее финансирование практически не увеличивается. Но особенно серьезно звучат прогнозы о том, каково будет соотношение среднего и высшего образования через несколько лет.
Как известно, в нашей стране традиционно большое значение придавали получению высшего образования - это было престижно, а кроме того, подготовка в отечественных вузах была на довольно высоком уровне. Сегодня, как рассказал Ярослав Кузьминов, данные опросов фонда "Общественное мнение" говорят о том, что девять десятых семей считают предпочтительным для детей получение высшего образования. Эту тенденцию подтверждают и другие цифры: в прошлом году на рынок труда вышел 1 млн человек с высшим образованием, 300 тысяч - с образованием на уровне техникума, и еще 600 тысяч - с начальным профессиональным образованием. Если ничего не менять в системе образования, то уже через пять-шесть лет страна столкнется с тем, что доля выпускников профтехучилищ значительно сократится. Так, к 2010 году на 1,4 млн выпускников вузов придется 700 тысяч выпускников техникумов и ПТУ. "Если не будут проведены необходимые изменения, кризис усугубится и выйдет на поверхность, выразившись в массовом разочаровании населения, которое вместе с образованием не получит ни социального статуса, ни высокооплачиваемой работы", - сказал Ярослав Кузьминов.
Решение проблемы, по его словам, есть, и его можно воплотить в жизнь. Во-первых, необходимо мобилизовать бюджеты - как государственный, так и семейные, - а также привлечь средства предприятий. Во-вторых, изменить содержание образования, для чего необходимо "дотянуть" средние специальные образовательные учреждения до вузов, а школам разрешить организовывать платные курсы, которые не будут входить в общую программу. Они должны составить до 25% нагрузки и привлекут вдвое больше средств, причем на вполне легальном основании. В-третьих, перейти на систему обучения "бакалавр-магистр", когда на вторую ступень набор будет ограничен 500-600 тысячами человек в год. Кстати, вскоре в Госдуму должны поступить сразу пять законопроектов об образовании, в которых как раз говорится о двухуровневом высшем образовании, субвенциях и субсидиях, новых механизмах набора студентов, дополнительном образовании и интеграции образования и науки.
Последнее, по мнению руководства ВШЭ, может стать залогом успешного развития и той и другой отрасли. Однако прежде всего требуется решить вопрос, какой будет наука после модернизации. "Приватизация в тех формах, которые сегодня предусмотрены Гражданским кодексом, неэффективна, - считает Ярослав Кузьминов. - У ученых просто не будет средств для выкупа собственности, но зато они будут у инвесторов, преследующих свои собственные интересы. Научно-педагогические коллективы должны получить права по распоряжению имуществом, определению устава, утверждению финансового плана. Но тогда государство откажется от субсидиарной ответственности за результаты их деятельности. Думаю, в случае регулирования экономической деятельности эта ответственность даже не наступит". Вместе с тем разрушать сложившуюся систему было бы неразумно - ее необходимо реформировать а не уничтожать. "Сейчас в РАН сосредоточена наиболее эффективная часть науки. Разрушать ее бессмысленно и вредно, - считает ректор ВШЭ. - Ей должен быть предоставлен карт-бланш на финансирование фундаментальных исследований. Также необходимо последовательно увеличить финансирование исследований вдвое, то есть до 2 млрд долл.".
Параллельно требуется интегрировать науку и высшее образование. "В науке и образовании давно назрело кризисное состояние, связанное с потерей ориентиров, - сказал RBC daily проректор ВШЭ Лев Якобсон. - И если для образования это выражается более всего в утрате связи с рынком труда, то для науки - в утрате приоритетов. В результате мы имеем хроническое недофинансирование огромных масштабов. Следовательно, есть абсолютная необходимость определить приоритеты в науке, и оставлять ее так, как есть, нельзя". По словам г-на Якобсона, есть два пути решения проблемы. "Первый - выделить конкретные направления в науке, - прокомментировал он. - Второй, которого придерживается ВШЭ, - усиливать связь науки с высшим образованием, от чего выиграют все".
Отдел экономики