• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистры входят в нашу жизнь... с трудом

Парламентская газета. 2004. № 237. 17 декабря

...Профессор кафедры общей и экспериментальной психологии. Государственного университета - Высшая школа экономики Владимир Шадриков вообще выступил против введения ступени специалиста над бакалавром...

На заседании Общественного совета при Комитете Госдумы по образованию и науке обсуждались проблемы вхождения России в Болонский процесс и становления у нас многоуровневой системы образования.

Переход на двухступенчатую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру, да и многое другое вызвали большие дискуссии на заседании Общественного совета по образованию и науке. "Каким же станет наше образование?" - задалась вопросом ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая. Кстати, в этом университете подробно занимались изучением Болонского процесса. И, как отметил проректор СПбГУ Вадим Касевич, с вхождением в Болонский процесс России придется менять законодательство, которое должно будет определить всю систему высшего образования: "Поэтому нужно тщательно все обсудить, пока законопроект о реформировании системы высшего образования еще не внесен на рассмотрение в Госдуму. Чтобы не пришлось потом года через два возвращаться к нерешенным проблемам". Причем законодательство, по его мнению, нужно менять уже сейчас. "Те вузы, которые готовят дипломированных специалистов, уже не смогут принимать студентов, - заявил ученый. - Дипломированных специалистов уже нет. Есть бакалавриат - это универсальная ступень. А над ней надстраиваются еще два уровня - специалист и магистр". По словам проректора СПбГУ, многие инженерные, медицинские вузы возражают против введения двухуровневой системы. "Они не понимают, для чего нужна эта ступень - бакалавр, которая потом все равно ведет к получению магистра. И еще один вопрос: чем отличается магистр от специалиста? - заметил Вадим Касевич. Ректор МАИ вообще говорит о том, что они не могут разорвать свою систему образования и ввести новую! В таком случае они могут потерять преподавательские кадры... Ректор Российского университета нефти и газа имени Губкина Альберт Владимиров также отметил, что у них не прижилась система многоуровневого образования.
Много было разговоров на этом совещании и по поводу того, что эта программа - а это три-четыре года обучения - может быть недостаточной. А для некоторых творческих специальностей - наоборот, избыточной. Профессор кафедры общей и экспериментальной психологии. Государственного университета - Высшая школа экономики Владимир Шадриков вообще выступил против введения ступени специалиста над бакалавром.
В общем, еще очень много спорных моментов во вхождении России в Болонский процесс. Но все же цель его - создать конкурентоспособную систему европейского образования, говорит Владимир Шадриков. "И Россия должна создавать свою конкурентоспособную систему образования, - отметил он. - Нам нужно, чтобы мы стали узнаваемыми и понимаемыми на рынке европейского образования. И участие в Болонском процессе поможет нам получить признание нашей квалификации, нашего уровня образования".

Справка "ПГ"
В 1999 году в Болонье была подписана декларация, направленная на создание странами Европы единого образовательного пространства. Россия присоединилась к этому процессу в 2003 году.